В поэме автор остро ставит вопрос, кто в это трудное время может считать себя счастливым. Он рисует различное восприятие понятия счастье. Для попа счастье в почёте, в чести, в покое, в богатстве. Он считает, что счастлив был тогда, когда помещики жили в своих имениях, содержали церкви, заботились о священнослужителях. После отмены крепостного права всё рухнуло.
Для уволенного дьячка счастье в благодушестве, которое наступает, когда он «пропустит косушечку». Для нищей старухи счастье в том, что на гряде в три сажени выросла сладкая да крупная репа. Для солдата — в том, что остался жив, хотя участвовал в 20 сражениях, его голодом морили, и нещадно был бит палками. Для Каменотеса — в том, что когда-то обладал силой необычною, но потерял силу, променяв её на золотой горшок для любовницы своего хозяина. Он добавляет, что счастлив потому что, несмотря на слабость, сумел вернуться на Родину, чтоб дома помереть. Дворовый человек князя Переметьева счастлив, так как был любимым рабом у князя и заболел дворянской болезнью — подагрой. Мужик со скулой свороченной считает себя счастливым, потому что один ходил на медведей. Они загрызли трёх его товарищей, а он остался жив.
Автор смотрит на счастье глазами народа. Крестьяне советуют спросить о счастье у Ермилы Гирина. Он пользовался всеобщим уважением народа, потому что когда был старостой, копейки народной не зажал, где надо всегда приходил на помощь и копейки за неё не требовал, а если и давали — не брал. Мужики говорят, что не надо совести иметь, чтобы крестьянину с крестьянина драть. Но не нашли крестьяне Ермилу. Он оказался в тюрьме, потому что посланный к взбунтовавшимся крестьянам помещика Обрукова деревни Столбняки, чтоб их успокоить, встал на их сторону. Несчастлив и помещик Оболот-Оболдуев, потерявший власть над своими крестьянами.
Не оказалась и счастливой Матрёна Тимофеевна, к которой отправили странников мужики, потому что ключи от женского счастья заброшены, затеряны. Матрёна Тимофеевна сказала, что не дело они затеяли средь женщин счастливых искать.
По мере работы над поэмой изменился замысел Некрасова (первоначально он хотел показать, что на Руси счастливых нет). Но счастливым он показал в главе «Пир на весь мир» Григория Добросклонова, разночинца, сына вечно голодного дьячка, который с раннего возраста решил посвятить свою жизнь борьбе за свободу народа. Он твёрдо знал лет с 15-ти, что будет жить и бороться за счастье «убогого и тёмного родного уголка».
отличное произведение которое прочитал от корки до корки. на мой взгляд смысл произведения актуален и сегодня.
Хорошая сжатая критика на поэму. Даже не читая можно хорошо ответить на уроке.
класно