Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Произведения Н.А. Некрасова имеют огромную историческую и социальную ценность для современного общества. Поэт, будучи патриотом и верным гражданином своей страны, верил в хорошее будущее в жизни каждого русского человека. Однако изображал жизнь простого народа во всех ее подробностях, не жалея описаний для страданий и лишений крестьянской судьбы.

Из истории России мы знаем, что в 1861 году было отменено крепостное право, и крестьяне стали свободны. Однако следует ли из этого, что они стали счастливыми? Этим вопросом и мучается писатель, пытаясь найти на него ответ в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Семеро мужиков из разных деревень путешествуют по крестьянским окрестностям в поиске народного счастья. Но с течением их странствования становится очевидно, что счастливых людей среди крестьян нет. Жизнь русского народа крайне тяжела даже после освобождения от крепостничества.


Странники, а вместе с ними и читатель, знакомится с жизнями многих отдельно взятых героев. Например, жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны очень тяжела. Ее жизнь – это тяжелый труд, долгий голод, разлуки с мужем и даже смерть ребенка. Матрена считает, что на Руси женского счастья нет.

А все-таки отмена крепостного права породила множество новых типов людей, которые ищут смысл в жизни, не теряя остроту ума в тяжелой и изнуряющей работе. Некрасов рисует несколько образов таких персонажей, одним из которых является «народный заступник» Яким Нагой. Он вступается за честь и достоинство крестьян, которых обвиняют в пьянстве, и находит даже причину такого поведения. Бедственное положение крестьянского люда приводит к духовному выгоранию. Крестьяне не бунтуют против произвола, а уходят в пьянство. Яким глубоко сочувствует крестьянским мужикам. В пьянстве и причина того, что так бесчестно и бессовестно поступают с результатами труда крестьянские дольщики. Який Нагой предупреждает их, что когда-нибудь для них придет беда, после того, как русские мужики перестанут пить.

Автор описывает еще одного заступника народа – Ермила Гирина. Тот не просто выступает за крестьян, но и помогает им делами совершенно осознанно. Он грамотен, служит писарем, и может навести справки, что-то посоветовать и сделать для крестьянина, не получая взамен никаких благодарностей.

Разумеется, что от гнета и произвола крестьяне могут избавиться, лишь совершив бунт. А потому Некрасов рисует читателям образ Савелия, святорусского богатыря. Он прошел через каторгу за убийство человека, который жестоко издевался над крестьянами в силу своего статуса управляющего. Народ воспринимает этот поступок не как преступление, а как подвиг во имя заступничества народа.

В сюжете произведения можно выделить две дороги, ведущие к счастью. Первая дорога – личное обогащение. Она подходит дворянам и чиновникам. Второй же путь – путь заступничества, тяжелый, но правильный, который сможет привести народ к истинному счастью. Его и выбрали народные заступники.

Нравственность народа оправдывает убийства тех, кто над ним издевается. Это видно исходя из легенды «О двух великих грешниках». В ходе убийства крестьянским разбойником жестокого помещика свершается чудо. Смысл легенды совпадает с мыслями самого автора. А автор же свои воззрения описывает в образе Гриши Добросклонова, революционера-демократа. Именно такие люди как он спасут бедственное положение крестьян путем революции.

Служить на благо униженных, обиженных людей – самая важная задача поэта. Н. А. Некрасов – зачинщик русского народа, трудящийся во имя справедливости и хорошей жизни простых работящих людей. И, по его мнению, именно благодаря таким убеждениям вселяется надежда в светлое будущее русского человека.

Вставить свои 5 копеек