Грибоедов противопоставляет своего вольнолюбивого героя как отдельным лицам, так и всему фамусовскому окружению.
Заслугой драматурга справедливо считают изображение жизни реакционного дворянского общества в сатирических тонах. Крепостник и бюрократ Фамусов более интересен писателю в своем окружении, которую составили карьерист Скалозуб и гости фамусовского дома. Всех их объединяет единство взглядов на жизнь и людей, но вместе с тем, они отдельные сатирически изображенные характеры.
Хлестова предстает как властная крепостница. Речь ее бесцеремонна и груба. Простонародность ее речи выдает в ней московскую барыню, лишенную высокой культуры.
Умение услужить сделала картежного шулера Загорецкого постоянным посетителем столовых и гостиных.
Болтливая речь Репетилова свидетельствует о его глупости и ветрености.
В изображении подкаблучника Платона Михайловича чувствуется горькая ирония автора. Наталья Дмитриевна полностью подчинила мужа своим капризам.
Злющая графиня Хрюмина-внучка все видит в недовольном свете, а верхом хорошего тона является для нее знание французского языка.
Тугоуховские-родители заняты только тем, что подыскивают женихов для своих дочерей, а дочери в свою очередь обеспокоены нарядами и сплетнями. Для этой семьи в человеке важны только богатство, знатность и карьерная лестница.
Но и Чацкий имеет своих единомышленников. В их число входят профессора Педагогического университета, кузен Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Но все фамусовское общество выступает только против Чацкого, здесь он одинок. Его идеи раздражают Фамусова, а нападки в адрес Молчалина — Софью. Его бурный смех сильно уязвил самолюбие старухи Хлестовой, которая привыкла, что все слушают ее с почтением. Семью Тугоуховских он ничем не обидел, но и они дурного мнения о нем, потому что он выпал из списка потенциальных женихов, будучи небогатым.
Для этого общества Чацкий еще и идейный враг. Поэтому в целях самообороны и возведена на него гнусная клевета. Преклонение перед иноземным, жестокие крепостнические нравы, невежество и праздность власть имущих осуждается от начала и до конца произведения.
Виной «сумасшествия» героя почти все представители фамусовского общества считают просвещение и науку. Хотя меткое и разящее слово Чацкого – это действительно неслабое оружие, но общество, которому противостоит он многочисленно и пока еще сильно. А бегство его из Москвы — это временное отступление пред количеством старой силы, в то время, как противостоящая ей и день ото дня крепнущая новая сила отличается своим качеством.
Можно еще отметить смелость Грибоедова-гражданина. Находясь на госслужбе он обнажает пороки общества своего времени.