Что значит любовь в жизни героев произведений А.И. Куприна?

Повесть «Гранатовый браслет» — это поэтическое воспевание любви и одновременно скрытый протест против замусоливания этого чувства. Сюжет этого произведения почти традиционный, будто бы вполне заурядный, бедный человек (к тому же со смешной фамилией Желтков) любит девушку из «высшего мира», которая потом становится княгиней. Но качество чувства главного героя, мастерски изображенного автором, традиционным или заурядным никак не назовешь. Не случайно другой герой романа – генерал Аносов – спикер идей автора – говорит: «Возможно, Верочка, твой жизненный путь пересекла как раз такая любовь, о которой мечтают женщины. Пойми, это такая любовь, для которой осуществить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на пытки, – вовсе не труд, а только радость … » .

Желтков подтверждает этот тезис и собственной жизнью, и своей смертью. Его любовь бескорыстная и самодостаточная. Образ гранатового браслета одновременно является и образом этой любви: бедный человек отдает единственную драгоценность, старинную вещь, неотшлифованные гранаты которой способны загораться удивительным огнем. «Словно кровь» – пугается Вера, когда видит это украшение впервые. То есть этот браслет, как и его любовь, не имеет какой-то внешней утонченности, но таит в себе необычайную силу и выразительность. Но вернемся к сюжету. Желтков дарит самое ценное женщине, с которой даже не разговаривал ни разу – общение сводится лишь к письмам, которые он пишет Вере. По собственному определению героя, его любовь «безнадежная и вежливая». Он не надеется на взаимность. Не надоедает, не ищет встреч, он не ждет ответ, не говоря уже о какой-то благодарности. Он просто живет этой любовью. Он счастлив уже тем, что может любить и дать любимой хоть что-то. Для него больше ничего не существует.

Однако существует для других: подарок воспринимается семьей героини как-то возмутительное, как скандал – ее муж и брат идут к Желткову выяснять отношения, пытаются его запугать. Их рассуждения низменные и примитивные. И Желтков сам чувствует вдруг, что у него хватит силы встретить и угрозы, и вообще что он значительно выше морально за людей, наивно полагают, что настоящее чувство можно уничтожить вмешательством полиции. Сила его любви настолько велика, что даже князь в какой-то момент начинает это понимать.

Даже потеряв все, Желтков имеет гораздо больше, чем те, у кого бы что-то есть, но не знавшие подобных чувств. Конечно, его смерть трагична – но даже в ней чувствуется что-то светлое и величественное. Его последнее предложение в письме – «Ваш до смерти и после смерти» – не пустые красивые слова. Смерть будто приближает его к любимой.

Не случайно Вера выполняет его просьбу – слушает сонату – и начинает понимать, что мимо прошла большая любовь, единственная на тысячу лет. Это не просто музыка – это одновременно и гимн любви, превышающем отдельные жизни, и своего рода молитва. Вере кажется, что она слышит его слова.

И жизнеутверждающим аккордом звучат в конце произведения ее слова, произнесенные после окончания сонаты: «Он теперь меня простил. Все хорошо».

Так хорошо, несмотря на всю внешнюю трагичность. Любовь Желткова не исчезла зря – она озарила собой другие жизни.

Для самого А.И. Куприна утверждения значений душевных качеств человека было призывом к определенным идеалам. К каким? «Гранатовый браслет» не делает из этого тайны – в данном случае это идеал светлого и чистой любви, бескорыстной и жертвенной, но которая является и крупнейшей из возможных вознаграждений сама по себе.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Все же чувства, искренние, настоящие, неподдельные – это, пожалуй, самое главное в нашем мире! Так мало людей, готовых не обращать внимание на мнение окружающих, зачастую критичное, и быть до конца верным себе и своей любви. Конечно же, иногда нужно снимать с себя розовые очки, но тот не жил, кто не испытывал настоящей любви!

  2. История светлой, чистой любви маленького человека, готового на самопожертвование во имя великого чувства. Трагический финал не оставляет тягостного впечатления, только светлую грусть о несбывшемся и несбыточном.

  3. Одно из моих любимых произведений. Часто так бывает, что мы влюбляемся в недоступных и недосягаемых нам людей и обожествляем их, делаем для них все что угодно, но, к сожалению, не всегда такие истории хорошо заканчиваются