Анализ стихотворения «Февраль! Достать чернил и плакать!» Пастернака

Поэтический талант Б. Пастернака признавали и его соратники по литературному творчеству. Например, Марина Цветаева относила его к чистым лирикам, говоря, что его произведениям характерна проницательность и неусыпное ощущение «судьбы, то есть себя».

Что же становится объектом вдохновения для Пастернака? Что наделяет его стихотворения силой?

Ответ на эти вопросы один — это природа.

«Его грудь заполнена природой до предела,

 — писала о Пастернаке Марина Цветаева. —

Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым вздохом вдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Лирика, особенно раннего периода творчества, отмечается восхищением перед природой. Даже не восхищением, а преклонением перед ее силой, мощью и красотой. Каждое его стихотворение — это внутренний монолог поэта, наполненным слезами восторга и внутренним трепетом.

Февраль. Достань чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

В стихотворении «Февраль. Достань чернил и плакать!», написанном в 1912 году, Пастернак передает свое отношение к концу зимы, когда еще чуть-чуть и улицы станут черными от грязи, это проявляется в переживаниях лирического героя.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Человек, привыкший к благовесту, клику колес, наблюдая необычную красоту природы, может расплакаться, потому что слезы иногда выражают восторг и внутренний трепет.

Природа рождает вдохновение, а вдохновение — стихи. Если не будет природы, не будет и стихов, которые бьют прямо в сердце.

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Стихотворения Б. Пастернака отличаются мелодичностью, образностью, чему способствует перекрестная рифма и двусложный размер стиха — ямб.

Февраль. Достать чернил и плакать!

— / — / — / — / —

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Уже с первой строки мы можем прочувствовать отношение автора к природе: он влюблен и восхищен так, что хочет от этого плакать. Это душевное состояние передается при помощи восклицательного предложения.

Подчеркнуть выражения, которые придают стихотворению наибольшую точность, выразительность, помогает инверсия: обрушат грусть, слагают стихи. Синтетический параллелизм усиливает значимость фразы «чрез благовест, чрез клик колес».

Усилить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автору помогают изобразительно-выразительные средства языка — тропы. Эпитеты: грохочущая слякоть, черная весна, ливень шумный — подчеркивают состояние природы, когда вот-вот начнется весна и станут цвести цветы. За счет употребления олицетворения: слякоть горит  — автор создает яркую картину происходящего. Чтобы показать, как необычна природа в предвесенний период, Б. Пастернак использует сравнение: грачи, как обугленные груши.

Мне кажется, что творчество Бориса Пастернака оказалось близким и понятным читателям, потому что в его поэзии отразилось время. Даже в стихотворениях, принадлежащих к жанру пейзажной лирики, мы невольно ощущаем те годы, в которые жил и творил поэт. К творчеству Пастернака без всякого сомнения можно отнести слова А. Пушкина: в его произведениях «отразился век, и современный человек изображен довольно верно».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.