Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

2 вариант анализа стихотворения «Чародейкою зимою»

Пейзажная лирика Тютчева своими корнями восходит к романтической традиции, частью которой он является. Писатель большую часть своей жизни провёл заграницей, где он работал дипломатом. Пребывая на службе в Баварии, он знакомится с произведениями ведущих романтиков Европы. Именно там он начинает писать свои стихи, которые впитали в себя традиции европейской школы. Тютчев очень любил природу, был очень внимателен к ней. Важной частью его литературного таланта было удивительное умение видеть в обычных пейзажах более глубокие вещи, которые не были доступны взгляду обывателя.
Стихотворение «Чародейкою Зимою...»
Стихотворение «Чародейкою Зимою…» относится к шедеврам лирики поэта. В нём лирическим героем выступает лес, который наделяется человеческими признаками. Тютчев первой же строкой обозначил присутствие некой метаморфозы. Был обычный себе лес, но пришла «чародейка зима» и полностью его изменила. Важно, что процесс этот поэту нравится, и зиму он, в общем-то, очень любит. Поэтому рассказывает о ней исключительно в позитивном ключе. В первой строфе улавливается почти незаметная невооружённым глазом антитеза.

С одной стороны всё покрыто снежной «бахромою», картина очень статична, движение полностью отсутствует. С другой стороны создаётся впечатление лёгкой динамичности, ведь сам снег «блестит жизнью». Эта линия взаимодействия покоя и динамики задаёт тон всему стихотворению.

Во второй строфе Тютчев продолжает всю ту же идею. Лес, околдованный стоит: «Не мертвец и не живой». Состояние замирания, паузы в жизненном цикле, коим и является зима. Зимний лес находится в состоянии сна. Всё та же «чародейка зима» его заворожила, загнала в сон.

Далее идёт удивительнейшая метафора снега. Лес здесь опутан и окован «легкой цепью пуховой». Это невероятный образ, опять же трудноуловимая антитеза: цепь, которая должна бы вроде как быть тяжёлой, но она из пуха, она почти что невесомая. Таким образом, у неё получается спрятать под собою весь внешний мир.

Финал стиха воистину прекрасен. На сцене стихотворения из ниоткуда появляется солнце. Казалось бы, оно угрожает этой картине, оно способно разрушить это состояние всеобщего сна и покоя. Но нет, Тютчев показывает еще более удивительную сцену. Солнце своим лучом стремительно врывается в мир зимнего леса, но не только не разрушает, но и делает эту картину еще более прекрасной. Снег не боится солнца, он «не затрепещет», а начинает сиять. И не просто сиять, а ослеплять наблюдателя своей красотой. Таким образом, именно здесь мы видим невероятное умение Тютчева замечать скрытые детали. Поражает, насколько это очевидно, но в то же время скрыто от нашего ума и восприятия.

Этот невероятной красоты стих показывает нам всю прелесть природы. Делает он это за счёт того, что обличает скрытые детали, возможность находится одновременно в двух состояниях: динамике и статике. Благодаря именно таким стихам, читатель учится лучше понимать природу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.