1917 год ознаменовался кровавым переворотом в нашей стране и склонил к переменам устройство жизни и мышления людей. Поэты, как люди интеллигентные и чувствительные ко всему социальному, остро восприняли этот конфликт и начали освещать политические темы в произведениях все чаще. Символист, А.А. Блок, не остался в стороне: он стремился раскрыть пороки людей, а так же указать на надежды о счастливом будущем в сердцах тех, кто был готов побороть этот своеобразный вызов времени. Зимой 1918 года он работал над «Двенадцатью» — поэмой, посвящённой Октябрьской революции и во всех подробностях осветившей реалии тех лет. Примечательно то, что за подобные произведения и взгляды его могли в любой момент отправить в ссылку, что заставляло многих писателей отказаться от данных идей. Но Блок, ненавидевший буржуазию, считал своим долгом вызвать её на «дуэль».
Ветер в поэме — это символ, отображающий революцию, что сносит все преграды на своем пути. Автор старается донести до читателя, что всем устоям рано или поздно приходит конец, а людское недовольство способно кардинально поменять и жизнь, и ход истории, точно мощный ураган, срывающий с петель двери. Для людей в поэме новый порядок — это в первую очередь приход патруля из красноармейцев в город. Они выглядят сурово и грозно: сразу понятно, что у них за душой и строгим видом множество тягот и различных забот.
Автор упоминает бубновые тузы на их спинах, как бы намекая, что прошлое их туманно и останется за завесой тайны. Зато будущее они должны принести светлое и доброе, по крайней мере, их образы вселяют долю веры в это. Сюжет произведения сам по себе достаточно простой, большую роль здесь играют символы и контрасты: автор противопоставляет чёрный гулящий ветер белому снегу, а светлый мир до революции — тёмному и злому будущему, которое несёт непонятные последствия и наполнено усталостью и разочарованием людей, живших рабами и безвольниками.
Высвободившись в человеческом слове и в ужасной расправе, годы угнетения и гонений сказались на них, разрушили старые идеалы и верования, не оставили места ничему святому: это царство анархии, атеизма и негодования. И когда, казалось бы, надежды уже не осталось, автор раскрыл образ Иисуса Христа. На мой взгляд, чтобы показать, что люди даже в такой ситуации никогда не останутся одни, а среди полной разрухи и безнадёги всегда будет существовать святость и божья любовь к своему творению вне зависимости от его деяний. Но критики расходятся в понимании данной ситуации, поэтому заключить что-то определённое сложно.
Каждый может для себя рассудить смысл поэмы и найти какие-либо подтексты, но одно прекрасно понятно даже неискушенному читателю: написать подобное произведение-рассуждение — подвиг. Поэту оно могло стоить лишения свободы и сильных ограничений со стороны власти, особенно потому что имеет неоднозначный посыл. Но это не помешало ему издать поэму. Он не просто покорился судьбе и принял её повороты, а серьезно осмыслил это и передал народу своё видение, бросил вызов прошлому и ненавистной буржуазии, хотя революционная власть могла проиграть, и его ждал бы не самый приятный финал. Я считаю, что это по-настоящему героический поступок.