Библейские образы являются неотъемлемой частью мировой культуры и играют важную роль в классических произведениях. Они могут служить не только формированию глубокого содержания произведения, но и созданию эмоциональной и символической атмосферы, а также установлению связей с различными эпохами и культурными традициями.
В произведении «Фауст» Гёте протагонист Фауст может быть рассмотрен как Фауст из Библии, который заключает сделку с дьяволом Мефистофелем в своем поиске истины и бессмертия. В произведении возникает образ падшего ангела, который предоставляет Фаусту желаемое, но в конечном итоге это приводит к разочарованию. Герой, уставший от соблазнов Дьявола, решает принести пользу людям, построив большой город. Дьявол собирается забрать его душу, однако ангелы возносят ее на небеса, так как Фауст постиг величайшую истину.
М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» использует образы Дьявола и Христа, дополняя важными, на свой взгляд, деталями. Автор пытается передать свое видение проблемы добра и зла, используя библейские образы. Образ Христа представлен в Иешуа Га-Ноцри. Иешуа исповедует идеи добра, милосердия и всепрощения, распространяет целительную силу и помогает тем, кто страдает или заблуждается. Его главная цель — помочь каждому найти свой путь. Однако несмотря на сходства с библейским Христом, Иешуа не является Богом-человеком, а скорее человеком, обладающим и несущим истину. Он реалистичный и земной, лишенный чудес, что, возможно, еще больше подчеркивает его величие. Сатана представлен в романе образом Воланда, однако их отличие в том, что Воланд — не абсолютное зло, а правосудие, открывающее путь к истине.
Несмотря на свою бесконечную власть над людьми и событиями, он внимательно слушает Иешуа и исполняет его просьбы. Герой наводит справедливость, показывая своими уроками людям, что они заблуждаются.
В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» за основу взят сюжет из библии, где к Исайе явился Господь Саваоф. Исайя, находясь «на перепутье» — в состоянии сомнения и выбора дальнейшего пути, встретил серафима, который прикоснулся к его устам горящим углём и объявил о прощении. Однако в библии Исайя сам вызывается стать божьим посланником, а в стихотворении Пушкина прямого волеизъявления пророка нет. Пушкин берет вдохновение из библии и активно использует её образы, чтобы передать свои мысли и рассуждения о человеческой духовности.
Литературные писатели вдохновляются библией, но дополняют образы важными, на их взгляд, элементами, чтобы показать интерпретацию вопроса о добре и зле, истины и ложной нравственности. Это позволяет читателям глубже погрузиться в осмысление идеи автора и подчеркнуть универсальность литературы как искусства.