Среди ранних произведений талантливой советской художницы Екатерины Сыромятниковой особое место занимает картина «Первые зрители». Яркая палитра светлых тонов мгновенно поднимает настроение и придает работе свежесть. Что же делает эту картину поистине уникальной? Ответ кроется в оригинальной идее — это «картина в картине».
На главном плане изображено огромное открытое окно, через которое проникает красивый летний пейзаж. В то же время на противоположной стороне окна стоит другая картина, скрытая от нашего взора, ее содержание уже каждый зритель «рисует» в своем воображении. Можем предположить, что на второй картине изображен тот же волшебный пейзаж, который украшает окно. Таким образом, перед нами появляются два «окна» — окно в реальный мир и окно в творческую вселенную художницы. Сама мастерская художника заполняет пространство полотна.
Интерьер комнаты скромен в своей простоте, но одновременно изыскан. Деревянный пол, выложенный гладкими и аккуратными дощечками, создает ощущение порядка и чистоты. На переднем плане слева видна развернутая картина, рядом с которой раскинуты палитра и четыре кисти. Справа же, привлекая взгляд, появляется букет красивых ромашек. Центральное положение занимает открытое окно, которое по нашим наблюдениям притягивает внимание двух мальчишек. Видимо, случайно увидев открытое окно, они почувствовали неукротимый интерес заглянуть в творческий дом художницы. Старший мальчик, в своей серой футболке с синей каймой, погружается в мир произведения. По его взгляду мы можем понять, насколько картина красива. Младший мальчик, одетый в яркую красную футболку, неотступно прикован к старинному креслу. Под окном как будто примостилась папка с эскизами, добавляя атмосферности произведению.
Картина «Первые зрители» словно источает позитивную энергию. Работа приковывает взгляды зрителей, завоевывает внимание с первой секунды.