Сочинение по картине Стожарова «Чай с калачами»

Широко известный в мире живописи русский художник, творивший в середине XX столетия, Владимир Федорович Стожаров с раннего детства посвятил свою жизнь путешествиям по родной земле, изучению простого крестьянского быта. Ярче всего свой незаурядный талант живописец В.Ф. Стожаров раскрывает и полностью реализует в жанре натюрморта, наполняя добрые и светлые полотна неповторимым национальным колоритом, проявляя себя как творец, всем сердцем любящий русский народ и почитающий его традиции.
Картина «Чай с калачами»
С малых лет знакомый с добродушной простотой изделий народных ремесел, Владимир Федорович успешно передает их незамысловатый колорит в натюрморте «Чай с калачами». Полотно позволяет зрителю в очередной раз убедиться в том, что все гениальное действительно просто, и даже незамысловатая на первый взгляд композиция натюрморта может передавать неуловимое ощущение тепла и уюта родного дома. Глядя на сочные, яркие, традиционные цвета натюрморта Стожарова начинает казаться, что вот-вот крестьянская семья соберется за тихим домашним чаепитием, озорные детишки будут лакомиться баранками и калачами, источающими добрый дух хлеба.

На заднем плане натюрморта «Чай с калачами» Владимир Федорович, знаток истории, развития и обычаев русского народного искусства, помещает знаковый для национальной культуры предмет — жостовский поднос. Темно-синий, с золоченным ободом и распустившимся красными цветами традиционным растительным орнаментом, поднос контрастирует с висящим на стене, искусно вышитым красной и синей нитью полотенцем. На темном фоне подноса сияет золотом начищенный до блеска большой самовар, непременный атрибут чаепития в каждом доме, ныне ставший антикварной редкостью. Именно самовар переносит зрителя в историческую эпоху жизни творца картины.

Каждый элемент позолоченного красавца выполнен с особым искусством, с любовью украшена каждая мелочь. Сверху на самоваре установлен чайник с заваркой, сохраняющий благодаря такому расположению температуры на протяжении всего застолья. Наличие в композиции этого традиционно-национального натюрморта Стожарова калачей и баранок также является глубоко символичным. Изображая хлебобулочные изделия на столе, художник напоминает о гостеприимности и добродушии, отзывчивости и приветливости русского народа. Обильно посыпанные сахаром калачи ждут припозднившихся к чаю хозяев, остывая на расписном блюде, а связка баранок аккуратно лежит на торжественной алой скатерти.

Особое настроение и смысловую завершенность композиции натюрморта придает белая с синим чашечка, стоящая на небольшом блюдечке с высокими краями. Так и тянет наполнить его вареньем или сгущенным молоком, налить в чашку ароматный чай из самовара и, оказавшись в небольшом, чисто убранном деревянном доме, окунуться в атмосферу жизни середины XX столетия.

Авторский стиль творчества Владимира Федоровича Стожарова прекрасно узнаваем не только из-за использования сочных, контрастных, будто вспыхивающих на самобытных полотнах красок, но и благодаря исходящему от картин художника внутреннему свету любви и домашнего тепла.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Картина прямо так и пышет простодушной добротой и теплом деревенского очага. Краски яркие, сочные -ощущение праздника возникает. И действительно такой авторский стиль, пожалуй, не спутаешь ни с каким другим – это автор статьи подметил очень точно!

  2. Чтобы все на картине выглядело естественно и просто – нужен огромный талант. А еще любовь к своему делу. Очень красивое и доброе полотно.