Быть может, появлением на свет шедевров творчества эпохального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина современное общество обязано именно статной красавице, «законодательнице зал» Наталье Викторовне Кочубей. Долгое время, будучи бессменной музой поэта, Наталья вдохновляет гордость русского народа на создание бессмертного, увековеченного в камне произведения «Бахчисарайский фонтан». Доподлинно известно, что прототипом Татьяны Лариной, одной из самых характерных героинь Александра Сергеевича Пушкина, являлась именно его муза.
Поэт и будущая светская красавица познакомились будучи совсем юными в Царском селе. Именно там проживала семья Н. Кочубей и обучался в лицее молодой А.С. Пушкин. Влюбчивый поэт моментально увлекся видной девушкой и предпринимал неоднократные попытки добиться взаимности с ее стороны. Однако нравная Наталья Викторовна отвергла талантливого ухажера, позднее став законной супругой графа Строганова. Примечательно, что А.С. Пушкин ни разу не предал бумаге описание внешности своей вдохновительницы. Судить об облике Натальи можно только благодаря ее портрету, написанному Орестом Адамовичем Кипренским в 1813 году.
На портрете знаменитая муза запечатлена в период своего отрочества. Однако в ней, двенадцатилетней, уже очерчены гордая стать и несколько бескомпромиссный характер. Трудно определить на первый взгляд, полноценный ли портрет представлен перед зрителем, или полотно — всего лишь один из беглых портретных набросков, которыми так славился часто путешествующий и уважаемый во многих знатных домах того времени живописец. Возможно, приглашенный погостить в Царское село, русский портретист Орест Адамович Кипренский решил для собственного удовольствия будто законспектировать на холсте только тронутые просыпающейся женственностью несколько угловатые черты девушки-подростка.
Простое светлое домашнее платье придает портрету нетипичный для эпохи создания полотна неформальный оттенок, облик Натальи не перегружен роскошью украшений и нарядов, обращая все внимание художника на фарфоровую белизну кожи. Гибкость шеи прелестно подчеркивает белый ажурный воротник-стойка, придающий девушке легкий ареал невинности и добронравия.
Из-под изогнутых угольно-черной дугой бровок с добрым интересом смотрят широко распахнутые серые глаза, будто увидев старого знакомого. Возникает ощущение, будто Наталью Кочубей окликнул кто-то, незримо присутствующий на картине, таким резким и незапланированным выглядит поворот ее тела. Аккуратно разделенные на прямой пробор и собранные в высокий пучок иссиня-черные гладкие волосы несколько добавляют ей возраста, придавая облику девушки строгости и неприступности. Что немудрено, ведь даже обаятельнейший человек и талантливый поэт Александр Сергеевич Пушкин не смог завоевать расположения нравной красавицы.
Несмотря на несколько возвышенную, отрешенную манеру поведения, Наталья Викторовна Кочубей, судя по воспоминаниям своих современников, вовсе не была такой холодной и нелюдимой, как может показаться на первый взгляд. Сам великий русский поэт неоднократно отмечал множество положительных черт характера своей музы. Частенько Наталья Викторовна становилась настоящей «душой компании».Губы девушки плотно сжаты, руки скрещены, подрагивая тонкими пальчиками где-то за нижней гранью портрета, чувствуется, будто юная красавица с нетерпением чего-то ожидает, а возможно, просто устала позировать. В хорошенькой голове за минуту проносится множество мыслей и затей, которые в сто раз интереснее для подростка, чем написание портрета.
Абсолютно игнорируя свой более чем двухсот летний возраст, картина Ореста Адамовича Кипренского “Портрет Н.В. Кочубей” остается полотном с живым изображением вдохновившей гордость русской литературы молодой красавицы. О.А. Кипренский в очередной раз доказывает, что над настоящей, побуждающей к великим свершениям красотой время не властно, как и над портретом-шедевром.