Анализ произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»

К какому жанру относят произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»? Что нового, необычного привнёс автор в этот жанр?

Произведение относят к повестям, художественной публицистике (так как при знакомстве с произведением читатель сам ставит вопросы и делает выводы). Однако наиболее обоснованным можно считать жанр сентиментального путешествия, который возник в Европе в XVIII веке. В пользу этого варианта свидетельствует тот факт, что Радищев дал традиционное описание путешествия, но только в качестве скелета. Его дополнением стало рассуждение о типичных русских проблемах, наблюдения за подневольной жизнью крестьян. Произведение в таком жанре стало уникальным, объединим приключения, дневник, размышления.

Какие черты импрессионизма и сентиментализма можно отметить в «Путешествии из Петербурга в Москву»?

Сентиментализм и импрессионизм проявляется в осуждении крепостнической системы. Постоянные восклицания, обращения к читателю, всевозможные «слезы нежной скорби», очень бурное выражение чувств. Автор-путешественник — мыслитель и простой человек, который близко к сердцу принимает судьбу соотечественников и страны. Радищев, как путешественник «чувствительный», потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе, страдал и плакал. Он проникался чувствами к каждой проблеме и слезинке: где проживали единственного сына на службу, где считали последние копейки.

Образ путешественника строится на сентиментализме, а также импрессионизме. Здесь Радищев не изображает предметы или события в целостности, а только взглядом «цепляет» яркие моменты. Например, именно обрывками строится сюжет «Подберезье». Рассказчик делает вынужденную остановку, знакомится с семинаристом, который пешком направляется в Петербург. Их разговор не включает детального описания жизни семинариста или помещения, где происходит обсуждение. Автор акцентирует внимание только на образовании, вернее, его чертах. Так, читатель «урывает» следующий контекст: в семинариях обучали многим наукам на латинском языке и на основе трудов Античности, однако мало кто задумывается о прогрессивности западных умов. Главная мысль главы подается подобно «вспышке», одним предложением: науки будут развиваться только тогда, когда «преподаются на языке народном».

Вставить свои 5 копеек