План:
- Вступление:
- Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов — отражение общественного конфликта эпохи.
- Основная часть:
- «Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова. Различие взглядов Чацкого и московского общества.
- Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.
- Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего».
- Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.
- Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.
- Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.
- Обострение общественного конфликта личной драмой героя.
- Заключение:
- Чацкий — победитель или побежденный?
Конфликт — это то, что сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Чтобы более углубиться в эту тему, А.С. Грибоедов подарил миру прекрасное произведение — «Горе от ума», в котором ярко описывается конфликт разных сторон. С одной стороны — это Фамусов, Молчалин и скалозубов, с другой — Чацкий. Как известно, конфликт между ними произошел неспроста. Софья — 17-летняя дочь Фамусова, воспитывавшаяся вместе с Чацким. Давным-давно между ними проскочила искра любви, которую он до сих пор в себе не потушил. Междоусобица происходит на фоне любовных дел, постепенно перерастая в социальный конфликт.
Отношение Чацкого к службе выражается в фразах: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время, как Фамусов считал вот так: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Фамусов — это яркий пример представителя уже минувшего поколения. Идеология того времени была создана по порядкам прошлых годов, где человечество видело в человеке лишь его статус, а не личность. Их позицию можно было описать одним выражением: «Тот славился, чья шея чаще гнулась». Однако на противопоставление приходит главный герой — Чацкий, являвшийся представителем нынешнего века. Он изо всех сил пытался донести до людей разумные мысли и другие способы жизни. Он был «сумасшедшим» для остальных, ведь кто осмелился бы пойти против московских чиновником?
Фамусов не отличился и в теме крепостного права. Его самая известная цитата: «Будь плохенький, да если наберется, Душ тысячки две родовых — тот и жених». Чацкий — полная противоположность в этой ситуации. Он был тем, кто не боялся высказать своё мнение о крепостном праве и выступал против угнетения обычного народа. Идеал жизни Фамусова и его помощников был в деньгах, статусе и величии. Они были очень рады, когда старое поколение умирало, ведь они могли занять их место на «престоле». Чацкий жил иными идеалами, ведь его основная задача по жизни — просветление человечества и их зомбированных умов.
Их мнения разделились и в воспитании, просвещении и образовании. Фамусовское общество жило по правилам: «В баснях насмешки вечные над львами!», «Ученье — чума!». Ученье для них было злом, которое они старались искоренить. Чацкий же напротив — образованный человек, который способен был объяснить элементарные вещи. Позиция Чацкого по отношению к иностранным была понятна в монологе «Французик из Бордо» – он не одобрял преклонения перед иностранцами. Он частенько использовал насмешки и сатиру по отношению к своим соотечественникам. Напряженность между Чацким и Фамусовым началась именно из-за личной драмы главной героя. Влюбленность в фамусовскую дочь спровоцировало взрыв эмоций, который породил жестокий конфликт.
Подводя итог, я хочу сказать, что Чацкий остался победителем, лично для меня. Несмотря на все угнетения со стороны московских чинов — он выстоял и доказал всем, что образованность, воспитанность и просвещение способны сделать из «обезьяны» человека.