Спор о природе сатиры в русской журналистике в контексте идей Просвещения

Эпоха Просвещения в Российской империи неизменно ассоциируется с Екатериной II. Политические идеи, продвигаемые императрицей, представляли собой последнее слово западноевропейской политической мысли, над становлением которой трудились величайшие умы той эпохи – Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо.

В период реформирования русская государыня демонстрировала желание построить диалог с обществом. Так, немаловажным шагом является созыв Уложенной комиссии, построенной в соответствии с представительным принципом. Екатерина II стремилась установить контакт между всеми сословиями ради решения общероссийских проблем. Западные указания, «привезенные депутатами из провинции, свели Екатерину с ее неба на землю» (Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. Петербург, 1901.).

В вопросах законодательных предписаний попытка построить диалог с обществом не увенчалась успехом, однако вектор для взаимодействия между высшими представителями империи и подданными был задан. После роспуска Уложенной комиссии императрица решается на модернизацию, разрешая создание журналов. Главная цель этого явления – сбор информации о возможных путях развития России.

Можно предположить, государыня осознавала отсутствие перспектив в вопросах однобокого управления, что и обусловило необходимость создания гражданского общества. Во избежание конфликтов Екатерина II отказалась от привычного монолога, допускала полемику с противниками абсолютизма, среди которых были известные Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

П.Н. Берков в качестве исследователя истоков и развития русской журналистики считает, что Екатерина II была вынуждена прибегнуть к публичной дискуссии из-за безрезультатной деятельности Комиссии». Исследователь уверен, что журнал «Всякая всячина» – синтез сатирико-нравоучительного направления и монолога государыни. Разделяет данную точку зрения и В.Ю. Проскурина, отмечавшая стремление Екатерины II встать на путь Просвещения и избавления от нравственной неполноценности и невежества.

Цель императрицы – создание и продвижение в массы идеала личности, то есть личности просвещенной. Это человек разумный и разносторонне образованный, который выражает стремление в нравственном развитии, а не приумножении материальных благ. Исследователь Микешин замечал, что имидж просвещенной личности и концепция ее создания отражены в Энциклопедии Дидро, где жестко разграничивались уровни образованности. Так, к высшему рангу принадлежали философы-электрики, лучший монарх – философ. Именно подобный имидж стремилась создать императрица, стараясь

обосновать собственное право на правление Российской империей. Это в свою очередь стало фундаментом для идеологической поддержки в вопросах межгосударственной и внутренней политики.

Журнал «Всякая всячина» основан 1769 году с официальным редактором в лице Козицкого Григория Васильевича (секретарь Екатерины II). Когда первый выпуск увидел свет, общество предположило, что статьи пишет лично императрица, а Козицкий только вносит правки в силу недостаточной грамотности государыни. Витторио Стада в работе «Россия» отметил расцвет утопии, жанра сатиры. Исследователь справедливо указал на несостоятельность проекта идеального социума, беззубость сатиры августейшей особы. Основной претензией было то, что Екатерина II описывала пороки, но при этом не затрагивала носителей этих пороков или причины их появления.

Монарх решился даровать свободу слова, допустив анонимные публикации во «Всякой всячине». К тому моменту журнал уже провозгласили «бабушкой» будущих сатирических изданий, а все желающие опубликоваться в очередном выпуске подавали прошение в Академическую комиссию. Мир увидел сказку о мужике и кафтане, где «мужичок» – русский народ, а старый кафтан – изживший себя свод правил Алексея Михайловича.

Августейшая особа демонстрировала понимание необходимости обновления законодательства, среди разрушающих факторов идеи императрица указывала несогласованность в действиях, отказ от формирования общей идеи. «Портные зачали спорить о покрое, а мужик между тем на дворе дрожит, ибо тогда случилися крещенские морозы». Монаршая особа отмечает, что «портные» пока не способны сами «сшить кафтан», а это выявляет проблему неготовности модернизации законодательства из-за низкого социально-культурного уровня. Это осознание стало фундаментом для построения диалога с оппозицией, представители которой проявляли активность в журналах «Смесь», «Трутень» и «Адская почта». В изданиях «жили» Злорад, Кащей и иные герои, чьими прототипами выступали аристократы, дворяне и даже члены монаршей семьи.

Первый выпуск журнала «Трутень» вызвал ажиотаж, поразил общественность злободневностью, меткостью и колкостью. Страстные публицистичные попытки автором способствовали зарождению полемики между Екатерины II и обществом. И.Ф. Мартынов в данном историческом контексте предположил, что писатели консолидировали мелкие симптомы смертельной болезни, разрушающей русский социум.

А.С. Ахиезер – знаменитый исследователь социальных конфликтов, который предположил, что новиковские мысли, объединенные с высшей культурой, впервые выступили как независимая от власти мощь. Именно в изданиях под предводительством

Николая Новикова активно обсуждалась и осуждалась августейшая персона, ее действия, наследники.

Императрица успешно эксплуатировала сатирический журнал в качестве средства формирования и преобразования общественного мнения. Современный и актуальный для эпохи Просвещения метод решения политических задач работал на достижение цели августейшей особы – «исправление нравов». Другая сторона полемики – Новиков, который оказался в выигрышной позиции, ярко и колко переигрывал императрицу, попутно собирая вокруг себя «поклонников». Он старался надавить на наиболее «больные точки» Екатерины II.

Противостояние журналов, расцвет сатиры в различных жанрах (плутовский роман, барочный роман, пародийная сатира) прекратились вместе с закрытием «Всякой всячины». Коронованная особа с яростью признала поражение в письмах: «Госпожа бумагомарательница Всякая всячина! По милости вашей нынешний год отменно изобилует недельными изданиями. Лучше бы изобилие плодов земных, нежели жатву слов, которую вы причинили» («Всякая всячина» / Н.И. Новиков, М., 1951.). Екатерина метко сравнивает сложившуюся ситуацию с кончиной Рихмана, чья смерть была признана народом карой божьей за эксперименты с электричеством.

«Всякая всячина» ликвидирована в 1770 году, не продержавшись и двух лет. Императрица стремилась использовать сатирическое издание в качестве властного ресурса. Августейшая особа стремилась подготовить умы к постепенному развитию, в то время как Николай Новиков обличал пороки приближенных к власти и императрицы. Именно различия в целях деятельности не способствовали дальнейшему использованию ресурса для диалога власти и частной позиции.

Источники:

  1. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры. – Петербург: Мир Божий, 1901. С. 245.
  2. Берков, П. Н. История русской журналистики XVIII века. – М.; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1952. С. 187
  3. Микешин, М.И. Дворянство: от истории к метафизике. – СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; ИПЦ «Политехника-сервис», 2015.С. 26.
  4. Проскурина, В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 208.
  5. Мартынов, И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. – М.: Книга, 1981. С.15.
  6. «Всякая всячина» // Новиков, Н. И. Избранные сочинения. – М.; Ленинград: Гослитиздат, 1951. С. 64.

Вставить свои 5 копеек