Трагичность любви в произведениях А.И. Куприна

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться», — писал А.И. Куприн. Он по праву является автором одних их самых чувственных произведений о любви в отечественной литературе.

Я бы хотел остановиться на некоторых из них: «Гранатовый браслет» и «Поединок». Обе повести разнятся между собой, однако при ближнем рассмотрение можно заметить, что оба произведения имеют схожие истории несчастно любви. Главные герои гибнут в обмен на спокойную и счастливую жизнь своих возлюбленных.

«Гранатовый браслет» повествует нам о бескорыстной, возвышенной, романтической любви, «которая повторяется раз в 1000 лет». Вера Шеина — замужняя женщина, которая любит своего мужа, а к господину Желткову она не испытывает никаких чувств. В рассказе, который повествует о тихой мирной жизни, мелькают тревожные моменты: любовь брата Вериного мужа, любовь-обожание мужа Веры к её сестре, несчастная любовь дедушки Веры. Слушая историю генерала о своей любви, Вера получает браслет с красным камнем, который должен оберегать её. Именно после этого подарка меняется наше отношение к Желткову. Ухажер жертвовал абсолютно всем ради возлюбленной, был готов бороться и отстаивать свои чувства. Однако, получив отказ, твердо решил обеспечить покой Веры и ушел из жизни, ведь не видел смысла своего существования без любви.

Георгий Ромашов из «Поединка» — молодой офицер. Его характер не подходит к той среде, где он живет, а идеалистическое мировоззрение противоречит с суровой действительностью. Единственной отрадой его становится любовь к Шурочке. Она для него — воплощение красоты и образованности, в нем же девушка ценит непохожесть на других. У Шурочки есть мечта — вырваться из этих мест. Для этого, она заставляет мужа готовиться в академию, сама учит дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье и бездуховности. Но если у Ромашова любовь является оправданием ничтожной жизни, то Шурочке она мешает. Девушка считает, что в отношениях важны жертвы. Ведь сама она жертвует любовью и своей, и чужой ради общественного положения, а от мужа она требует пожертвовать собственной жизнью. Для Георгия это спасение. Иначе, его постигла бы либо участь Незнанского, либо поглотила среда.

Так почему же в произведениях Куприна у любви несчастный финал? Я считаю, виноваты люди, которым она не нужна. Люди предают, отказываются от возлюбленных ради материальных вещей. Лишь немногие по истине готовы ради любви на все. Она становится для них смыслом жизни. А жизнь, в свою очередь, заканчивается смертью.

Вставить свои 5 копеек