Поэты серебряного века часто упоминаются вместе с какими-либо историческими событиями. Это позволяет ряду литераторов и читателей предположить о тесной взаимосвязи таланта и истории в тот непростой с политической точки зрения период. Но являлись ли в действительности поэты серебряного века свидетелями истории?
Я считаю, что да, так как мир развивается циклично, не существует дня, который бы не был наполнен важными событиями. Например, каждый человек проживает жизнь, у него собственные ценности, которые он тщательно оберегает. Для консерватора будет событием приход к власти либералов, для последних – консерваторов. Ответить на поставленный выше вопрос можно и с помощью произведений русской литературы.
Итак, первый пример целесообразно будет взять из работы «Реквием» Ахматовой. Изначальные наброски появились ещё в 1934 году, хотя публикация состоялась лишь в 1960-х. Женщина постаралась передать все особенности сталинских репрессий: боль от потери любимых, невозможность спаси и защитить, жестокая расправа со стороны государства. Ахматова делает лирическим героем произведения мать, которая вынуждена наблюдать за исчезновением в лапах управления собственного сына. Она подмечает, что молодой человек был осуждён невинно, однако никто её не хочет слышать.
Прохожие просто видят обессиленную мать и лишь сочувствуют её горю, совершенно не предпринимая попыток помочь. Лирический герой – сильная и независимая русская женщина, которая последует за любимым и детьми куда угодно, даже на тот свет. Это было страшное время, когда «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами».
В качестве второго аргумента, где лирический герой, а также поэт в его лице становятся свидетелями реальных исторических событий, можно обозначить стихотворение Цветаевой «Стихи к сыну». Главная героиня – мать, которая как бы предостерегает сына. Она пишет о том, что ему необходимо вернуться и вместе с тем мечтает, что её чадо не станет пропитываться идеями СССР.
Поэтесса чётко подводит границы между разными политическими структурами, оставляя прошлое в прошлом и давая новому шанс на развитие: «Ужель ребенку в колыбель, Нести в трясущихся горстях: Русь — этот прах, чти — этот прах!». В реальной жизни Цветаева также стала свидетельницей ряда исторических событий, сформировавших её отношение к государству и жизни в целом: кровавое воскресенье, революция, войны.
Таким образом, поэты серебряного века действительно являются свидетелями истории. Они не только прожили события важного, глобального значения, но также запечатлели эмоции характерные для данных изменений и потрясений в собственных произведениях.