Человек, власть и история в «Полтаве» и «Медном всаднике»

Человек неизменно связан с историей, а история с таким понятием как власть. Здесь все взаимозависимо: люди властвуют, издают указы и тем самым входят в историю. Например, в произведениях Александра Сергеевича Пушкина можно встретить не только подтверждение данной точки зрения, но и характеристику каждого из понятий.

Итак, «Полтава». Поэма знакомит читателя с событиями великой эпохи, правителем который был первый император России Пётр Алексеевич. Историческая картина описана автором достаточно подробно с использованием реальных фактов, однако взаимодействие власти, человека и, непосредственно, истории здесь завязываются на одной персоне — правитель. Начало восемнадцатого столетия ознаменовалось лишением России выхода к Балтийскому морю со стороны Швеции.

Переговоры между дипломатами государств также не дали результата, после чего Пётр Первый решает начать войну. Здесь Пушкин выражает тёплое отношение к царю, ведь его действия и власть, так или иначе, направлены на благо народа. Например, именно возможность свободно плавать в Балтийском море позволит защищать население от внезапного вторжения, развивать морскую торговлю, а, следовательно, и привлекать деньги в страну. Однако негативно автор относится к императору, как к человеку, отмечая огромные потери в сражении. Подчёркивает Александр Пушкин и значимость войны, ставшей историческим событием.

Иными словами, писатель анализирует преимущественно фигуру царя, который соединяет в себе понятие власти, истории и человека. Похожую картину читатель может наблюдать в работе «Медный всадник». Тем не менее, здесь уже нет зацикливания на персоне Петра Алексеевича, ведь основной ценностью становится город, построенный на Неве — Санкт-Петербург. Пушкин характеризует ныне исторический памятник как мрачный, дождливый и угрюмый объект.

В действительности это мало отличается от правды, особенно в свете того, что город построен на болотах. Главными героями здесь становятся Параша и Евгений, которые хотели быть вместе любой ценой, но их планы нарушает наводнение. Важно сказать следующее: многие критики считают входную стихию в поэме отсылкой к реальной тоталитарной власти в лице воинствующего императора. Человек здесь совершенно невиноват, он просто вынужден преклонить колени перед властью.

В лице медного всадника читатель замечает и главную историческую личность того времени — Пётр Первый. Он словно стража, наблюдающая за жителями города и всей державы. Этот образ одновременно устрашающий и печальный, ведь писатель говорит о страданиях и тяжёлой доле подданных.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в двух небольших по объёму работах раскрывает понятие человек, власть и история. Он также проводит параллель, устанавливает зависимость между ними.

Вставить свои 5 копеек