Классическое музыкальное образование в современных реалиях представляет собой неординарную сферу образовательной системы, ведь базируется на музыкальной деятельности одновременно и в качестве инструмента подготовки, обучения, и в качестве результата, который следует за образовательным процессом. Музыкальное образование классического типа, будучи тесно связанным с художественно-культурным сектором страны, формирует определённую структуру обучения и воспитания выпускников-бакалавров, оставаясь верным ряду классических принципов, которые в течение многих веков развития музыкальной культуры всё больше укоренялись в общественно-образовательных представлениях. Вместе с тем, нынешнее положение музыкального образования таково, что также включает в себя и требования, продиктованные особенностями развития музыкознания, общественных наук и ценностных ориентиров в целом. Вследствие этого современные квалификационные требования к выпускнику-бакалавру музыкального учебного заведения представляют собой объект повышенного интереса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего образования, система подготовительных мер обучающегося в музыкальном университете представляет собой синтез самых различных квалификационных требований и постановлений.
Во-первых, программа бакалавриата в области музыкального обучения непременно должна включать в себя программу по реализации общеобразовательных, универсальных дисциплин, среди которых наличествуют также и предметы, связанные с физической подготовкой обучающегося. Обусловить такое постановление можно тем, что, помимо знаний в профильном направлении, обучающийся должен обладать широким и разнородным информационным кругозором и всесторонним развитием, дабы быть успешно интегрированным в современную социальную систему, фундамент которой, прежде всего, составляют общеобразовательные ориентиры. Кроме того, владение универсальными дисциплинами эффективно и потому, что позволяет кооперировать и с другими сферами образовательной системы, помимо
специализированного направления, а также, в случае необходимости, и вовсе плавно сменить род профессиональной подготовки. Нельзя также не отметить, что квалификационная программа студента, обучающегося на бакалавра в музыкальном учебном заведении, включает в себя как модули отечественного характера (Русский язык, история России), так и международного (Иностранные языки, мировая история). Это необходимо для того, чтобы не только укрепить у обучающегося патриотические стремления, знания коренных традиций и культурных особенностей своей страны, но и для введения в международный – политический, экономический, социально-культурный, духовный – дискурс.
Во-вторых, важной особенностью квалификационных требований к освоению программы бакалавриата является формирование универсальных компетенций, которые соответствуют государственному образовательному стандарту. Так, согласно ФГОС высшего образования выпускник-бакалавр должен обладать следующими умениями: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная и коммуникативная деятельность (в том числе и в межкультурном плане), возможность совершать правильные и обдуманные действия, будучи лидером, самоорганизация и саморазвитие. Осуществлением деятельности по формированию данных компетенций занимается учебное заведение, которое проводит ряд практик – учебных, исполнительских, педагогический и др. Чему способствует введение подобных стандартизированных квалификационных требований? Прежде всего, это позволяет укрепить у выпускника-бакалавра – даже если он обучается в музыкальном университете – воспитательные и дисциплинарные мотивы, приобщить к условиям, которые максимально схожи с обстановкой потенциально-будущей деятельность и которые предполагают развитие навыков самостоятельных и коллективных решений проблем. Вместе с тем, студент, как говорилось ранее, оказывается тесно связанным с большинством сторон социального механизма и приобретает горизонтальную мобильность в плане образовательных путей.
Наконец, существуют и государственно-нормированные компетенции общепрофессионального характера – именно они напрямую связаны с образовательной деятельностью выпускника музыкального учреждения, который
обучается по программе бакалавриат. Подобные квалификационные требования являются узкоспециализированными, однако составляют ядро любого профильного направления, потому представляют первостепенную важность для обучающегося. Говоря о студентах, принадлежащих к музыкальной специализации, можно выделить следующие общепрофессиональные постановки в плане квалификации: знание нотной грамоты и умение воспроизводить произведения по нотам, ориентирование в сфере музыкальной педагогики, музыкальный слух, знание исторических, культурных, теоретических аспектов музыкального искусства, знание и соблюдение этики, касающейся музыкального направления. Такие квалификационные требования позволяют выпускнику-бакалавру приобщиться к тем особенностям, которые будут его ожидать в дальнейшей жизни, если он решится её связать с музыкальным мастерством, а также формируют узкоспециализированные навыки, значительно облегчающие поиск рабочей зоны.
Подводя итог, можно прийти к выводу, что спектр квалификационных требований, относящихся к выпускнику музыкального университета, крайне широк и разнообразен – он не только обогащает интеллектуальный кругозор студента, но и возводит фундамент для последующей реализации приобретённых в ходе обучения способностей и умений. Именно поэтому музыкальное образование представляет собой одну из самых слаженных и иерархизированных систем воспитательно-дисциплинарного обучения.