Особенности жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» открыла перед читателем двери в жизнь особого, привилегированного сословия — донского казачества. Сделав центром повествования семью Мелеховых из небольшого хутора Татарский, автор не только обозначил семейную тему как одну из смысловых центров произведения, но и глубоко раскрыл особенности быта, нравов и обычаев казачьего Дона.

«Мелеховский двор — на самом краю хутора», — такой фразой М.А. Шолохов открывает свое произведение. Первые страницы «Тихого Дона» посвящены предыстории семьи Мелеховых, точнее — трагичному эпизоду из жизни Прокофия Мелехова, взявшего себе в жены турчанку. Реакция жителей хутора обнажила темную жестокость и нетерпимость казаков: беременную иноземку растерзала толпа, а Прокофий, мстя за смерть жены, разрубил «до пояса» зачинщика расправы, после чего был отправлен на каторгу. Однако ребенка удалось спасти. Его нарекли, в честь деда, Пантелеем. «С тех пор и пошла турецкая кровь смешиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по уличному — Турки».

Сцена из прошлого семьи Мелеховых претворяет события романа не случайно: история гибели турчанки рисует основные черты изображаемой среды — мира донского казачества, а также заявляет основные социально-нравственные конфликты этого закрытого общества. Кроме того, становится очевидной параллель между судьбами представителей двух поколений, деда и внука. Григорий, полюбивший замужнюю казачку Аскинью, тоже нарушил законы мира, в котором жил. Ради благополучия семьи он готов был «прикончить эту историю», однако сама Аксинья, не боясь осуждения, открыто протестовала против закостенелых устоев казачества, от которых успела настрадаться. Если колебания Григория объясняются крепостью патриархальных традиций в среде, в которой он рос, и уважением к воле старших, которое сызмальства воспитывается в маленьких хуторянах, то храбрость его возлюбленной питает осознание естественности своего права на любовь и счастье.

Несмотря на то, что участи Аксиньи и безымянной турчанки показывают «изнанку» обычаев этого сословия, автор раскрывает и «другую сторону», обыденность, в которой видит идеал народной жизни. Чем ближе М.А. Шолохов знакомит читателя с казачеством, тем больше положительных черт открывается в нем. За дверьми хутора Мелеховых кипит будничная жизнь, заполненная крестьянскими работами, исполнением военных обязанностей, праздниками и уникальными обычаями.

Поэзия рабочего процесса красной нитью проходит через каждую сцену, изображающую казачий быт. В их среде человек ценится по отношению к труду, о лентяях же говорят презрительно и с непониманием. Мелеховы — труженики, охотно возделывающие землю, которая им принадлежит. Глава семьи, Пантелей Прокофьич — трудолюбивый, хозяйственный человек, в своем образе воплощающий общую для казаков домовитость и любовь к родной земле. Больше всего на свете он заботится о благополучии своего дома и людей, его населяющих. Гордость его сочетается с большим сердцем — ему сложно было простить Григорию непослушание, но как гордился он офицерским званием своего сына, его успехами на фронте! В этом уважении к воинским обязанностям сказывается с пеленок привитое понятие о долге каждого казака: отдать долг перед Родиной и Отечеством.

Жена Пантелея Прокофьича, Ильинична, «мужественная и гордая старуха», всю жизнь была хранительницей домашнего очага и настоящей Матерью; ее Шолохов выписывал с особой любовью и трепетом, глубоко уважая сильный характер этой простой трудящейся женщины. Она оставалась опорой для мужа, для детей, для невесток и внуков, ее руки возделывали плодородный чернозем донских земель, пекли к обеду хлеб и разливали по рюмкам водку. Ильинична, как и Пантелей Прокофьич, воплощает собой дух настоящего казачества с его любовью к родной земле, тягой к труду и чувством неразрывной связи своей с природой.

Мелеховы, подобно другим казаки, проводили день в хозяйственных заботах, без которых их жизнь теряла существенную часть смысла. Так, мотив страданий, испытываемых казаками вдали от родной земли, их безотчетная тяга к физическому труду воплощается в образе Григория Мелехова, который никогда не забывал о доме во время своих скитаний. Его жизненный путь — череда разлук и воссоединений с семьей, — закономерно обрывается автором на пороге его собственного дома. Григорий возвращается к мирному земледельческому труду, воспитанию сына — к тому, в чем М.А. Шолохов видел смысл человеческой жизни.

Вставить свои 5 копеек