«Тихий Дон» Шолохова — это величайшее произведение о революции, войне, человеческой сущности и любви. Оно вмещает в себя множество образов, остающихся актуальными во все времена — образ Дома, образ «батюшки Дона Михайловича», образ народа и, конечно же, образ женщины.
В романе друг другу противопоставляются две женщины: Наталья — любящая, замечательная жена, но не любимая мужем Григорием, и Аксинья — властная, сильная женщина с тяжёлым прошлым, возлюбленная Григория. С помощью тих двух персонажей автор хотел отразить нелёгкую женскую судьбу, и то, что он не ограничился одной героиней, весьма оправданно — невозможно все черты характера, столь многогранного, вместить в одного человека. Конечно, можно было пойти дальше и добавить ещё пару персонажей раскрыть эту тему. Но не эту цель прежде всего ставил перед собой автор, а поэтому нам с вами нужно разобрать эти два контрастных, но вместе с тем похожих образа и понять, какой посыл в них вкладывал Шолохов.
Начнём с Натальи — образа тепла, искренней, хоть и безответной любви, семейного очага. Какую роль автор выделил ей в романе? Наталья — опора и поддержка для Григория в любую минуту, в горе и в радости. Её любовь безграничная, всепрощающая, самоотверженная… Но несчастливая. Почему Шолохов такой безупречной женщине отвёл место нелюбимой? Потому, что это не так называемый «ванильный», любовный роман, а серьёзная история, отражающая суровые жизненные реалии. Ведь в большинстве своём именно такие женщины, как Наталья, с богатым внутренним миром и любящим сердцем, оказываются нелюбимыми, и всё равно продолжают стойко нести свою нелёгкую долю.
Второй персонаж — Аксинья, образ мнимого, желаемого счастья, но на деле несбыточного, как показывает трагичный финал романа. Однако, в отличие от Натальи, ей, так сказать, «повезло» в любви, так как она любила и была любима, но и тут не всё так просто — это сопряжено с другими тяготами. Из-за своей нескрываемой любви она избиваема мужем Степаном. С помощью этой героини автор, вероятно, хотел показать, что какой бы властной и желаемой ни была женщина, нередко случается, что она целиком и полностью зависит от деспотичного мужчины.
И хотя эти два женских типа из «Тихого Дона» противопоставляются друг другу, всё же есть в них и нечто общее. Обе женщины трагично уходят из жизни, и виной тому любовь — неважно, взаимная или неразделённая. С помощью этих ярких, бессмертных образов Шолохов показывает нелёгкую судьбу каждой женщины.