У каждого из нас есть свой страх. Кто-то боится молнии, кто-то зеркал, а кто-то сверхъестественного. Гадание, призраки, ходячие мертвецы. Многие классики мировой литературы пытаются разгадать загадку всего необычного.
Рассмотрим самых ярких: В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Э.А. По.
Начнем с баллады Жуковского «Светлана». Данное произведение является одним из трех переводов немецкой баллады Готфрида Бюргера «Ленора». Но Василий Андреевич добавляет в свой труд русский колорит, то есть крещенское гадание, а от немецкого варианта остаётся восставший из гроба жених. Жуковский в своём творении выводит на первый план Светлану. Все её переживания играют на нашей душе, как по струнам. Девушка волнуется за своего любимого, который ушел на войну. И, из-за этого, она решается на такой шаг, как гадание перед зеркалом. В балладе есть несколько моментов, которые вызывают мурашки по коже. Например, когда Светлана сидит перед зеркалом.
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Робость ей волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
Во время гадания её жених приходит к ней, как и предполагалось. Он зовет её с ним, говорит, что священник ждёт их и Светлана следует за ним. Они доходят до избушки, в которой стоит гроб.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Но оказывается, что это был всего лишь сон и её любимый возращается с войны целый и невредимый.
Следующее произведение, о котором я напишу, будет повесть А.С. Пушкина «Гробовщик». Этот продукт творчества является самым необычным. В нём Пушкин затрагивает тему страха смерти. Главный герой, гробовщик Адриян, человек, который столкнулся лицом к лицу с мертвецами. Но, как потом оказалось, только во сне. Однако это не мешает произведению быть жутким. Александр Сергеевич хотел показать, меняется ли человек с такой профессией, начинает ли он наживаться на смерти. И повесть даёт нам точный ответ – да. Адриан, будучи пьяным, решил пригласить на праздник своих клиентов – мертвецов. Они и пришли. И, будем надеется, что гробовщик сделает правильные выводы из этой встречи, не смотря, что она была во сне.
Далее речь пойдет о Э.А. По «Падение дома Ашеров». Все психологические рассказы Эдгара По не зря называют страшными и ужасными. «Падение дома Ашеров» пропитано мрачностью и недосказанностью. Главный герой произведения, рассказчик, беспокойный человек, который приехал к своему давнему другу и не скрывает ужаса перед всей ситуацией в доме. Из-за любви к сестре Родерик Ашер решил похоронить свою сестру заживо, чтобы избавить от мук и страданий этого мира.
Рассказчик ему помогает, но не понимает, что они делают. Вскоре оказывается, что леди Мэдилейн не умерла и само осознание этого приводит в ужас. Всё произведение пропитано страхом смерти. Эти произведения являются самыми необычными примерами литературы ХIХ века. Они поражают своими мыслями и идеями, мрачностью, тематикой смерти. Их стоит прочитать хотя бы для того, чтобы лучше понимать эпоху и настроение того времени.