В общепринятом понимании Катерина из «Грозы» предстаёт, как независимая, целеустремлённая личность, которую удерживают цепи традиционного воспитания и патриархальной семьи.
Главный антипод – мать Тихона, типичная властная «свекруха» в современном понимании, но в поведении Катерины нет ничего такого, чтобы представить её, как жертву. Она не желает подчиняться Кабанихе и Тихону, старается реализовать собственные принципы поведения.
У неё отсутствуют конкретные планы, например, уехать и выучиться, найти работу, она желает оказаться в отвлечённых условиях, «почему же люди не летают, как птицы». Собственно говоря, а зачем бы им летать, XIX век на дворе: расцвет общественной дискуссии, газеты и журналы, паровые двигатели.
Практически незаметно признаков, чтобы «тёмное царство» заставило Катерину бросаться в реку. По сюжету: выходит замуж за нелюбимого, бывает такое, изменяет мужу, вполне понятно, после признания и нападок свекрови кидается с обрыва, потому что возлюбленный уезжает без неё.
Мне кажется, общественное значение её поступка преувеличено, хотя буквально через двадцать лет начинается эпоха женской эмансипации и раскрепощения нравов. Тогда Катерина смогла бы пойти на курсы медсестёр или стать гувернанткой. Впрочем, образованность не всегда означает благоразумие. Вспомним ещё одну страдалицу – Каренину, которая погибла по той же причине. Ушла от мужа, не смогла ужиться с любовником, виновато «общество».
Катерина вообще не отличается «умом и сообразительностью», все её действия – сплошная экзальтация и истеризм. Говорит про свои желания: «Лезет мне в голову мечта какая-то. Думать стану – мыслей никак не соберу. Языком лепечу слова, а на уме совсем другое.».
Пересказывает, как замечательно ей дома жилось, в церковь ходила и странниц слушала, сновидения свои: «храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса». Даже Тихон замечает: «Не разберу я тебя, Катя! То слова от тебя не добьешься, а то сама лезешь.».
Почему же всех возмущает, что Кабаниха давит на неё, призывает к порядку, но никого не смущает, что Катерина публично унижает мужа своим признанием, разрушает семью. Хотя Тихон относится к жене с пониманием и вполне разумно говорит про мать: «Что её слушать-то! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропускай».
Весь смысл отношений с Борисом:
— Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.
— Ваша воля на то была…
— Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!
— Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?
Считается, что совесть не позволила ей скрывать отношения с Борисом, а испортить жизнь сразу всем – пожалуйста. Идеальные понятия не совместимы с реальным миром, вспомним о том, что самому Островскому вполне удавалось встречаться с замужней актрисой Косицкой.