Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Фонвизина

Д.И. Фонвизин – писатель эпохи Просвещения в России, начало которой было положено после реформ Петра Первого. В это время страна очень нуждалась в образованных и талантливых людях, которые бы способствовали развитию государства. Идеалом человека становится гражданин, получивший хорошее образование и воспитание, любящий свою Родину и приносящий ей пользу. Все видные писатели и литераторы того времени в своих произведениях поддерживали благоприятные перемены. В обновленной России теперь стали цениться не титул и родословная, не деньги и молва, а только талант и личность самого человека.

Комедия Фонвизина «Недоросль» вышла в свет в 1783 и произвела большой резонанс в обществе. В ней ярко, прямолинейно и без прикрас описывалось противоборство старой России, закостеневшей в своих предрассудках, и новой, желающей меняться и трудиться ради блага Родины.

В комедии очень четко проведена грань между положительными и отрицательными персонажами, а мерилом их деления стало отношение каждой из групп к образованию и просвещению. В пьесе автором поставлен остросоциальный вопрос: благо ли образование и воспитание в духе просвещения.

Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин прочно стоят на том, что образование вредно. Они боятся «связываться» с умными людьми. Считают, что много знаний в голове вредит здоровью и т.д. Основным аргументов в поддержку своей позиции считают утверждение: жили раньше люди без наук, значит и сейчас прожить можно. Да к тому же не дворянское это дело – учиться. Для этого и слуги заведены. А дворянин только повелевай, чего хочет. Мерилом успешности для них являются: сундук с деньгами да древний род.

Но госпожа Простакова и Митрофан не желают замечать, что время идет, в стране все меняется, и теперь ценятся уже совсем иные качества. Они по привычке хотят отсидеться в стороне, прожить за счет чужого труда. От себя же никакой пользы не приносят, а только развращают молодое поколение, превращая его в недорослей.

Совсем о другом говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Это положительные герои комедии. Они как резонеры передают авторскую позицию. Стародум – вот истинный деятель эпохи Просвещения! Сильный ум, могучая воля, твердый и справедливый характер, жажда действия, любовь к ближним, гуманизм. Он воспитал свою племянницу Софью совершенно иначе, чем госпожа Простакова воспитала Митрофана.

Стародум дает свободу выбора своей воспитаннице, призывает прежде чем дать ответ задуматься и сказать от своего сердца. Таким образом, он учит Софью принимать решение и быть за них ответственной. Госпожа Простакова же всю жизнь принимала решения за Митрофана, и не только за него. Ни о какой свободе выбора, ни об умении принимать решения и отвечать за свои поступки речи здесь быть не может.

Таким и вырос Митрофан – бездейственным, несамостоятельным, ничего не умеющим. Научился он только ругаться на слуг да льстить тем, кто больше его по титулу. Таких молодых людей, которые не хотели учиться, называли тогда недорослями, запрещали им занимать государственные посты и заключать брак. Стране требовались умные и деятельные люди, а такие, как Митрофан, не смогли бы помочь в деле преобразований. Россия стремилась к росту и развитию, а старое, закостенелое дворянство тормозило этот рост. Образование очень ценилось. Именно умным и образованным людям в то время открывалась широкая дорога к успеху.

Да и по сегодняшний день образование дает очень многое. Мне кажется, что это очень важно, что и сегодня люди ценятся больше по знаниям, чем по связям и богатству. Да, конечно, и без этого не обойтись, но все же. Если до Петровской эпохи простой человек из низов даже помыслить не мог о том, чтобы стать кем-то значимым в жизни, добиться титула и т.д., то после Петровских реформ и до сегодняшнего времени каждый человек может достичь успеха в жизни, даже если он из самых низов, главное хотеть этого и не жалеть сил на образование и самообразование. Именно развитие и получение новых знаний способствуют успеху человека.

Вставить свои 5 копеек