Анализ комедии Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль», написанная в 1782 году, принесла Фонвизину необычайную известность. Тема, которую затрагивает драматург, привлекла внимание современников своей злободневностью. Недавняя крестьянская война дала понять прогрессивно мыслящим умам, к которым принадлежал и Фонвизин, что государство нуждается в срочных переменах. Драматург не мог и не хотел оставаться равнодушным к такому социальному злу, как крепостничество. Его отношение к произволу помещиков и к тому, к каким плачевным последствиям приводит этот произвол, и нашли отражение в комедии.

Фонвизин поставил перед собой цель, отобразить крепостничество в неприкрытом виде, показать быт, господствующий в хозяйстве помещика, характерные нравы обитателей усадьбы. Простаковы-Скотинины на пятьдесят процентов охарактеризованы уже своей фамилией. Под прицел сатиры автора попадают их злонравие, корыстолюбие и недалекость, низменные побуждения.

Митрофан представляет собой нравственного калеку. А искалечен он исполняющей все его прихоти легкомысленной матерью, уверенной, что именно так можно воспитать истинного дворянина. Сама будучи невеждой, она считая, что изучение наук – это обуза для ее сына. Но, отдавая дань моде, она вынуждена нанимать учителей. Праздность для помещика она ставит превыше всего. Следствием такого воспитания является грубость и бездушие недоросля не только к учителям и любящей няне, но и к родителям.

Если для классицизма недопустимы полутона, то есть все герои строго положительные или отрицательные, то Фонвизин в этом плане нарушает каноны жанра: Простакова при всех своих отрицательных качествах – любящая мать. К концу пьесы ее становится даже жалко: перед нами несчастная мать с неоправдавшимися надеждами на счет любимого сына. Другой особенностью пьесы является обращение автора к простой народной речи. Иными словами, чувствуется тяготение пьесы к реализму.

Рупором авторских идей и мировоззрения является в пьесе Стародум, который ратует за ограничение крепостничества и возлагает большие надежды на просвещенного монарха. По мнению Стародума, помещики забыли о своем долге перед страной и в этом вина Екатерины II. Идеалом драматурга, людьми новыми явились Правдин, Софья и Милон, которых драматург наделяет положительными качествами. Но в отличие от отрицательных персонажей они выглядят неестественными, схематичными.

Финал пьесы выдержан в духе классицизма – зло наказано, а добродетель празднует победу. Но вместе с тем автор показывает правительству, что должно ожидать деспотов.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий