Образ Наполеона в лирике Лермонтова и Пушкина

Наполеон Бонапарт — французский полководец, который в 1812 году воевал против России и проиграл. После этого он отрекался от престола, снова возвращался и закончил свои дни в ссылке, на острове Святой Елены. Военные потери с обеих сторон были огромны — с обоих сторон погибло около 50 000 человек. Столица России была разорена, как и многие города, стоявшие на пути французской армии. Несомненно, что яркая личность Наполеона и трагические события Отечественной войны 1812 отразились в творчестве многих поэтов.

Достаточно большое количество своих стихотворений посвятили наполеону Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Такие разные по своему мировоззрению и стилю поэты оценивали и рассматривали образ Великого полководца тоже с разных сторон.

Пушкин оценивал Наполеона как яркую личность, способную на великие свершения и безусловно обладающую огромной силой. В разные периоды творчества он писал «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», оду «Наполеон», в которых присутствует этот мощный образ. В стихотворениях Пушкина Наполеон предстает классическим отрицательным героем, который отличается надменностью, стремлением завоевать весь мир, захватить не принадлежащую ему землю.

Русский народ же предстает героем, пробуждающем самые светлые патриотические чувства и гордость. После смерти Наполеона, Пушкин пишет одноименную оду, в которой начинают появляться чувство сострадания и образ судьбы, наказывающий полководца за высокомерие. Никуда не уходит восхищение смелостью русского народа и безусловное осуждение того, кто принес в Россию разрушения, гибель и ужас. К тому же он принес похожие беды и своему народу.

Михаил Лермонтов тоже посвятил целый цикл образу Наполеона. Самые яркие — «Воздушный корабль», «Последнее новоселье», «Наполеон», «Бородино».

Образ французского полководца манил и притягивал мрачного, но гордого поэта своей значительностью и героической судьбой. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, Кэп — гувернер маленького Михаила, искренне восхищался военными походами Наполеона и часто рассказывал воспитаннику воспоминания современников тех событий. Конечно, Лермонтов всегда чувствовал гордость за русских солдат, которые смогли победить такого сильного врага. Во-вторых, огромное значение имела реакция тридцатых годов, которая ясно доказала, что страшные военные события смогли простимулировать Россию на ее военное и историческое развитие.

Анализируя образ Великого полководца и его значение для мировой истории, поэт получал доказательства важной роли выдающихся личностей для прогресса и общественных изменений. В отличие от однозначно негативной оценки Пушкина, Лермонтов же трактовал Наполеона, как гения, вынужденного бороться с роком и трагически гибнущего. В итоге этот образ трансформировался в более отвлеченный конфликт человека и эпохи, значимости протеста личности и ее способности сохранить свое достоинство, даже после разрушения всего, что имело ценность.

В более поздних произведениях героические события войны и личность Наполеона стали лишь фундаментом, для того чтобы размышлять о судьбах современного поэту поколения. Анализируя документальные книги о других войнах, о войне 1812 года, сравнивая образы мировых героических личностей и Наполеона, Лермонтов приходит к выводу, что французское вторжение показало России истинный размер собственных сил и значимость народных масс. Победа всколыхнула в народе веру в себя, гордость и понимание того, на что способен обычный русский человек.

Итак, стоит сравнить, как отразилась война и личность Наполеона в творчестве двух поэтов. Оба начинали с личностного анализа полководца и императора и расширялись до панорамной картины народных сражений и значимости этой войны для судьбы страны. Оба подчеркивали гениальность и потрясающую силу полководца, который смог поднять такие силы и вторгнуться в Россию. Оба исповедовали патриотические настроения, восхищались силой народа и подчеркивали, что это победа подарила народу и стране веру в себя и свои силы.

Различия начинаются в субъективной оценке личности Бонапарта и выстраиваемом художественном образе, художественных параллелях.

Пушкин встраивает образ завоевателя в стандартную классическую систему, в которой отрицательный герой обладает всеми негативными чертами. Он тиран, кровавый захватчик, надменный завоеватель, который хотел погубить Европу и уничтожить Россию. Поэт начинает испытывать сочувствие к этой личности только тогда, когда узнает горестные условия смерти Наполеона, который несмотря на индивидуализм и эгоизм остается великим человеком в истории.

Лермонтов не закрывает Наполеона в рамки классицизма, но оценивает его личность многостороннее. Возможно такое понимающее отношение возникло благодаря возможности слышать рассказы восхищенных людей и увидеть их глазами этого необыкновенного человека. Он не останавливается на негативных личностных чертах Наполеона, не загоняет его в рамки отрицательных персонажей, но создает некий образ гения, стремящегося навстречу року и падающего под его орудием.

Пушкин оценивая Наполеона, подчеркивает патриотическое настроение и важность победы русского народа. Лермонтов смещает точку зрения с реальной личности Наполеона, на результаты войны и положительные результаты этих тяжелых испытаний.

Вставить свои 5 копеек