Юный Иван, воспитанный в глубоко религиозной, но при этом весьма бедной семье, получает образование в духовной академии. Как и для его родителей, для парня на первом месте находятся не материальные, а внутренние ценности, вера в Господа и служение ему. Однажды вечером, невзирая на крайне холодную и ненастную погоду, молодой человек не торопится домой, желая побеседовать и с другими людьми, которым наравне с ним доводилось сталкиваться в течение жизни с нищетой и голодом.
Близ огня Иван начинает общаться с Василисой, женщиной, известной в округе своим праведным образом жизни, и ее дочерью Лукерьей. Девушка лишена слуха и дара речи, однако на нее также производит сильнейшее впечатление история из Библии в пересказе студента. Все трое осознают, что много лет назад и апостол Петр грелся у костра, и факт его отречения от наставника-Иисуса ничуть не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Сам юноша в ходе этого разговора буквально преображается.
Он чувствует собственную молодость, здоровье, силу, он готов противостоять любым стихийным бедствиям. Затем Иван смотрит на родное село с горы и ощущает себя подлинным участником древних библейских событий, когда зло одержало победу над добром. Парень надеется на то, что ситуация все же изменится, что последующие поколения будут учитывать ошибки предшественников и находить для себя правильный путь, невзирая на все сложности.
По мнению Ивана, счастье и благополучие человека зависит в первую очередь от него самого. Он искренне рад тому, что сумел найти общий язык со столь непохожими на него людьми, как Лукерья и Василиса. Автор делает вывод о том, что и женщина, очистившая свою душу слезами, и молодой человек, взошедший на вершину горы, превращаются в подлинных праведников, а без таких людей ничего не стоит весь мир и вся кипящая внутри него жизнь.