Александр Трифонович Твардовский известен читателям, прежде всего, как поэт, уделявший особое внимание подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг и проблемам построения коммунизма. За свою жизнь он поработал писателем, журналистом, редактором и военным корреспондентом.
Семья А. Твардовского подверглась репрессированию в 30-е годы XX века. Его родной хутор, где вырос поэт, сожгли, родителей и братьев сослали в ссылку, признав «врагами народа».
Позже А. Твардовский напишет об этом в поэмах «Путь к социализму» и «Страна Муравия». Все свои переживания, боль и обиду в 1969 году он выплеснет на страницы своего известнейшего произведения «По праву памяти».
А. Твардовский попал на фронт в 1941 году. За два года он написал поэму «Василий Теркин», ставшую родной и любимой для каждого солдата, а также цикл военных стихотворений. До конца жизни он вспоминал это тяжелое время. Его, как и многих вернувшихся с войны, мучили тоска и необоснованное чувство вины — «я вернулся, а они нет».
Терять близких на фронте мучительно больно, но еще больнее жить с этими воспоминаниями в мирное время. К 1966 году А. Твардовский написал короткое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». В нем как раз и отразилось все то, о чем мы только что упомянули.
С первой строки поэт утверждает, что он здравомыслящий человек, отдающий себе отчет в том, что не виноват в происходящем. Он не сошел с ума, не остался в плену страшных эпизодов жизни. он понимает, что война не выбирает, кому жить, а кому умирать, здесь господствует случай:
«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны…».
Тем не менее, страданий это не умаляет. Бесконечная тоска, осознание несправедливости мира давят на душу, не позволяя жить и радоваться как прежде. Особенно тяжело поэту-фронтовику вспоминать тех, кто был моложе. Ведь они могли и должны были жить, заводить семьи и стареть, а не взрываться в окопах и погибать в перестрелках.
Примечателен прием повествования вскользь, применяемый в стихотворении. Автор постоянно повторяет, что знает, что все не важно, что не о том речь, но ему необходимо высказаться. Об этом нужно говорить, потому как такие мысли разрывают сердце, давят изнутри. Эти высказывания просто должны достичь человеческих ушей, чтобы каждый сделал свой вывод. Автору не нужно ничего разъяснять и подводить итог. Он может даже не завершать мысль, оставив в конце разносящееся эхом «все же…». «Но все же что?» — на этот вопрос читатели отвечают самостоятельно.
В эти шесть строчек, всего в одно предложение, автор смог уместить длинный душераздирающий монолог. Данная работа в очередной раз доказывает, насколько талантливым писателем и поэтом был Александр Трифонович Твардовский.