Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Стихотворение «Школьник» датировано 1856 годом. Гражданская лирика. 10 строф. Написано в стиле реалистической школы.

Анализируя стихотворение, невозможно не упомянуть о событиях, участником которых оказался Николай Некрасов, глубоко отразившихся на его прозе и поэзии. Дело в том, что отец его был жестоким помещиком, карточным игроком, домашним тираном. Проиграв в карты имение, он стал исправником. По службе брал маленького сына с собой. Мальчик часто видел много народного горя — выбивание долгов, мёртвых крестьян, нужду.

В юности, поступив на филологический факультет, вопреки воле отца, Николай хлебнул своего горя — остался совсем без денег, голодал, видел жизнь солдат, нищих, разорившихся помещиков. Всё это способствовало тому, что он стал приверженцем школы реализма в поэзии и изобрёл свой, Некрасовский реалистический метод.

Первая строфа содержит описание заурядного, привычного пейзажа российской глубинки — «небо, ельник, песок» да невесёлая дорога… Главный герой встречает одинокого путешественника.

Во второй и третьей строфах становится известно, что путник — полунищий, грязный мальчик, который добирается до города, чтобы учиться:

«Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…»

Герой ободряет мальчика, призывает не стесняться своего немытого тела и плохой одежды, ведь шаг к другой жизни им уже сделан, он — на «многих славном пути».

Далее (четвёртая и пятая строфы) наш герой, не спрашивая мальчика, размышляет сам в себе: чей это ребёнок, кто способствовал тому, что в его жизни появилась хотя бы надежда на обучение (народ на то время был массово неграмотен, не было денег на еду и лечение, не говоря об образовании). Наверное, «издержал последний грош» отец, да добрая дьячиха «отдала четвертачок», да «проезжая купчиха подарила на чаёк». Вот так — с миру по нитке — шьётся одежда надежды.

В шестой строфе — главный герой как бы рисует мальчику будущее: «скоро сам узнаешь в школе…» Значит, не печалься, будет школа, будет. И ты не один такой — тут упоминается знаменитый «архангельский мужик» — Михайло Ломоносов, который в возрасте 19 лет пришёл из Архангельска пешком в Москву, выучился, и стал первым академиком, геохимиком и поэтом.

В седьмой строфе картина будущего становится светлее и шире:

«Будешь в университете —
Сон свершится наяву!»

Ведь если желаешь учиться очень сильно, то кто-то да поможет, «кто-нибудь свезёт в Москву».
Последние три строфы — гимн родной Руси, которая «выводит из народа столько славных». Главное — не бояться и трудиться! Ведь если среди глупых и злых, не видящих своей ограниченности, людей есть «столько добрых, благородных, сильных любящей душой», то у такой страны есть будущее!

Стихотворение написано эмоционально ярко — как будто бы сам герой прошёл такой или похожий путь. Читая, заражаешься сочувствием к тяжёлой судьбе мальчика, верой в то, что у него всё получится, надеждой на лучшее, не смотря ни на что!

Николай Алексеевич Некрасов — один из самых удивительных и продуктивных литературных деятелей Золотого века русской поэзии. Хотя поэтический дебют его был неудачным, он продолжал писать. Он считается национальнейшим, если можно так сказать, русским поэтом. Некрасов обогатил поэзию оборотами, выражениями простого народа.

Он экспериментально соединял лирические и элегические мотивы в одном произведении! На литературном некрасовском наследии воспитывались поэты Серебряного века. Помимо всего Некрасов был успешным издателем (впервые напечатал многих, сегодня известных, писателей и поэтов), имел порядок в делах, был обеспечен.

Вставить свои 5 копеек