Анализ стихотворения «Вчерашний день в часу шестом»

Всё творчество Николая Некрасова посвящено русскому народу, его характеру, его трудностям. Наверное, нельзя найти другого такого писателя, который бы за свою жизнь написал столько строк о простом крестьянине. По произведениям можно почти досконально изучить быт простого народа, его традиции и пристрастия.
Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом»
Некрасов всегда рассказывал о тяжелой судьбе народа, о тех страданиях, что приходилось ему терпеть. Почти всегда, когда поэт затрагивал тяжелую тему страдания, он начинал размышлять, возможно ли простому русскому человеку стать свободным и иметь свои права или он навечно останется безвольным рабом.

В стихотворении «Вчерашний день …», созданном в 1848 году, почти за двадцать лет до отмены крепостного права, Некрасов ярко выразил свое поэтическое кредо. В нем поэт сравнил свою Музу с молодой крестьянкой, что стегают прилюдно плетями на Сенной площади в центре Санкт-Петербурга. Он называет рабыню родной сестрой своей Музы. Действительно, таковой Музы не знала общественность до появления Некрасова. Поэт находит свое вдохновение именно на улицах Петербурга, а никак ни на Олимпе.

Все произведение можно условно поделить на две части. В первой из них обозначается время и место действия. В данном случае события развиваются в столице. Во второй части автор дает собственную оценку всему увиденному.

К образу Петербурга Некрасов обратился не впервые. Он не нарисовал парадные фасады столицы, которыми привыкли хвастать высокопоставленные чины города, а представил Петербург без прикрас. Читатель увидел столицу такой, какой она ежедневно пристает взору простого народа: в центре столпилась толпа зевак дабы взглянуть на некую сцену. За что-то на глазах у народа наказывали молоденькую крестьянку. Несмотря на боль, которую доставляют ей удары плетью, она молчит. Это доказывает ее невероятную гордость: она не может позволить себе быть еще более униженной и просить пощады или жаловаться.

Конечно, образ крестьянки типичен для творчества Некрасова. Ново в этом стихотворении то, что автор связал с образом избиваемой крестьянки Музу. Ведь обычно поэты и писатели изображали ее в светлых одеяниях, эфорийную, неземную. А здесь бок о бок с таковой Музой лежит на земле тело крестьянки, что привыкла и к тяжелой работе, и к частым побоям. За свой тяжелый труд она получала не слова благодарности, а лишь издевательства. Так что позволило Некрасову объединить эти два, на первый взгляд, столь разных образа?

Русская литература 19 века была столь же ограничена в правах, как и крестьянка. Ее тоже мучили: творцов заставляли пройти сотни проверок цензурой и критикой. Мало какие произведения искусства могли дойти до читателя: какие-то срезали на корню, какие-то заставляли исправить до неузнаваемости. Но самое страшное, что за сомнительные стихотворения, поэта вполне могли отправить в ссылку или посадить в тюрьму, впоследствии приговорив к смертной казни. Также как эта унижаемая женщина, поэзия Николая Некрасова горда и не зависела от мнения верхов.

Стихотворение совсем не может похвастать ни объемом, ни обилием изобразительно-выразительных средств. Но все же стихотворение построено на сравнении и в самом его начале можно встретить метафору «бич свистал, играя», которая позволяет глубже понять весь драматизм ситуации, когда избиение становится обыденным событием.

Таким образом, в данном произведении автор сумел соединить две важнейшие для себя темы: положение крестьянина и роль поэта в обществе.

Вставить свои 5 копеек