Аркадий Александрович Рылов – выдающийся русский пейзажист. Каждая его картина – это восхищение родной природой. Но есть у художника полотно, которое по праву можно назвать гимном русской природе. Это пейзаж «Полевая рябинка».
Картина написана в 1922 году, когда автору шел пятьдесят второй год. На тот момент он имел огромный жизненный опыт за плечами. Рыловым уже было пройдено не мало дорог, на которых он зачастую встречался со страшными трагедиями, бытовыми неурядицами, разочарованием и предательством. Были на этой дороге и слава, признание, наслаждение радостными днями семейной жизни.
Именно в этот момент художнику захотелось выразить все свои чувства, показать то, что помогало ему все годы сохранить себя в моменты боли и переживаний не упасть в грязь лицом, остаться светлым, позитивным человеком. Этим помощником, непревзойденного качества лекарством стала для художника природа.
На полотне показан разгар лета. На переднем плане представлены цветки исключительно русского растения – ярко-желтой пижмы, которую в народе прозвали полевой рябиной из-за схожести ее листьев и цветков по форме с плодами и листьями красной рябины. Чуть в отдалении можно увидеть неширокую реку. Вода в ней темно-синяя. Так происходит потому, что она словно зеркало отражает бескрайнее серверное небо глубокого синего оттенка. По небосклону плывут облака, они будто слеплены из ваты, кажутся неестественными, словно какой-то волшебник специально придал им формы причудливых животных. На правом берегу реки застыли в поклоне молодые березки.
Ветер заставляет шелестеть их листья. Если долго всматриваться в полотно, начинает казаться, что этот шелест и в правду отчетливо слышен. На другом берегу царит тень. Здесь растет над водой невысокий, но густой кустарник. Наверняка, под его ветвями, касающимися реки, зачастую скрывается от палящих лучей летнего солнца какая-нибудь рыбешка, а рядом в траве громко стрекочут кузнечики.
Автор употребил очень широкую гамму цветовых оттенков: здесь яркие и сочные цвета сочетаются с пастельно нежными. Но главный изобразительный прием в данной работе – игра на контрасте. Художник выделяет как главный желтый цвет и уже за тем, выстраивает вокруг него неописуемой красоты гамму перехода цвета, органично вплетенную в изображение разнотравья обоих планов картины.
Достаточно внимательно посмотреть на данное полотно, и в сознании зрителя уже создается ощущение бесконечной свободы и тишины. Художнику удалось изобразить то место, куда сегодня мечтали бы хотя бы на часок попасть многие жители мегаполисов. Он показал место, где человек с легкостью сможет отдохнуть от городского шума. Казалось бы, безграничные поля и чистейшая река, которая спряталась я в зарослях, готовы затронуть душу каждого русского.