Габдулла Тукай — татарский народный поэт, критик, публицист, общественный деятель. В своих произведениях он призывал к единству народов и культуры, к сохранению языка и мирной жизни на долгие годы. За свою не очень долгую жизнь он сумел испытать множество страданий: потерял отца в пятимесячном возрасте, в четыре года стал круглым сиротой, был принят на воспитание приемными родителями, которые через несколько лет после усыновления мальчика погибли, после перешел в другую семью, где жила его тетка со стороны отца, умер Тукай от голода и чахотки.
Его творческий путь составил всего восемь лет. Но за это время он создал немало произведений, проникнутых пониманием сложностей жизни. Поэтому поэта так любил простой народ. Его память жива и поныне: произведения поэта продолжают издаваться, в его честь установлены памятники в Москве, Петербурге и Казане, а также открыто несколько музеев.
Мимо личности поэта с огромной душой не смог пройти мимо и известный советский художник Ефим Александрович Симбирин. В 1976 году он написал портрет Габдуллы Тукая.
Главное место на полотне, отдано, конечно же, самому поэту. Он изображен сидящим на развернутом стуле, опершись об его спинку и чуть потупив голову. Его положение легкое. Может быть, такова его привычная поза. Принимая ее, он чувствует себя весьма комфортно и, возможно, именно в эти моменты к нему приходят идеи, и он начинает создавать стихотворения. Тукай сложил руки одна на другую и выставил их перед собой, левой ладошкой держась за стул, а правую руку положил на плечо. Прическа у поэта короткая, волосы немного взъерошены. Кажется, что, задумавшись, он только что проводил по ним рукой.
Взор героя направлен вперед, его лицо свежо, только одна заметная морщинка на лице и ясно очерченный контур губ, которые он поджал, намекают на тревожные мысли. У него большие темные глаза. Вглядываясь в них, зритель может лишь предполагать, о чем мыслит поэт. Может быть его думы обращены к трудному детству или тяжелой юности? Может он вспоминает минуты голода и лишений? А может все его мысли посвящены народу и его страданиям?
Особого внимания заслуживает фон, на котором изображен поэт. Его составляют множество тревожных сиреневых переливов с резкими разводами, несколько походящими на языки пламени. Кажется, что так художник изобразил внутренний мир Тукая. При всей внешней собранности и спокойствии в душе его кипят мысли, желания. Одна идея борется с другой, нарастает, меняется. Это визуализация воображения поэта, каким представлял его автор картины.
Создавая портрет поэта, Симбирин старался показать силу духа Тукая, его непобедимую волю, которые помогли ему открыть новейшую стезю в татарской литературе. Поэтому при одном лишь взоре на полотно, зритель получает неподдельный заряд добрых эмоций, у него возникает непреодолимое стремление найти свое место в этом мире.