Сказки Салтыкова-Щедрина являются одним из главных достижений творчества сатирика. Ведь сказка — жанр, знакомый всем с раннего детства. Каждый вырос на сказках, они ассоциируются в сознании человека с тихими вечерами, маминым или папиным голосом, рассказом бабушки или дедушки; от них веет добром и уютом.
Щедрин пользуется этой особенностью данного фольклорного жанра и, сохранив, народную основу, перекладывает сказки на новый лад, превращая их в сатиру на современное общество. Таким образом автору удалось привлечь максимальное число читателей разного возраста пола и социального положения к важным проблемам своей страны, заставило людей оглянуться по сторонам, посмотреть на себя и задуматься. Кроме того, использование аллегорической формы позволило писателю избежать нападок цензуры.
Главной темой сказок Салтыкова-Щедрина, непременно, стала тема страдания простого народа, благодаря непосильному труду которого создавалось все богатство современного автору общества. Очень ярко данная мысль высказана в сказке «Дикий помещик».
Здесь читателю показан барин, живущий за счет своих крепостных крестьян: они его и кормят, и одевают, в прямом и переносном смысле. Его же главная задача — нежит свое белое тело. И все бы хорошо, да раздражал хозяина запах, идущий от рабов. И единственным его желанием было избавиться от этого смрада. Каким-то волшебным образом его мольба была выполнена — крестьяне исчезли в один миг. Но барин без помощи крестьян постепенно одичал, встал на четвереньки и от голода стал охотиться на зайцев.
Для того, чтобы обратить особое внимание на полнейшую деградацию хозяина имения, Щедрин использует прием гротеска, заключающийся в сочетании в одном образе реальных черт и черт фантастики, соединении смешного и страшного. Через фантастическое исчезновение крестьян, приведшее к превращению человека в животное, автор стремился показать, что именно народ государство должно благодарить за свое благосостояние. Писатель намекает, что без заботы о простых людях государство обречено на распад.
Возвращение крестьян к барину показано в фантастической форме: они летят к помещику как рой. Сравнение с пчелами выбрано автором неслучайно. Ведь крестьяне трудолюбивы, как и пчелы, их общий труд помогает выжить всем и каждому в отдельности. Они живут в мире, то есть все вместе, избегая ссор и разногласий. Ведь они лишь могут испортить жизнь каждому.
Но пчёлы еще и достаточно бездумны, летают по одной и той же проложенной траектории, часто погибая, случайно отклонившись от нее и не сумев справиться с новыми условиями. Так и крестьяне, несмотря на всю сложность своей жизни, привыкли к ней и не были готовы к малейшей свободе, когда распорядок дня не был заранее установлен и заполнен делами на пользу своего барина. Эту мысль доказала отмена крепостного права, когда рванувшие в некуда мужики, спустя время стали спиваться, умирать от голода или с повинной опустив голову начинали проситься обратно во служение. Мужики улетают у Салтыкова-Щедрина роем, как пчёлы.
Таким образом, сравнение мужиков с пчелиным роем помогло автору высказать свою точку зрения: он считал, что русский народ трудолюбивый, смелый, умеющий работать в коллективе, но при этом абсолютно смирившийся со своим положением раба. Салтыков-Щедрин осуждал русский народ за эти не к месту опущенные руки.