О художнике Николае Пластове известно многое. Например, он сын известного художника Аркадия Пластова, который писал прекрасные картины, которые будут жить вечно. Но долгая жизнь обеспечена и полотном самого Николая Аркадьевича, который в живописи выбрал свое направление, отличное от отца. Так, его работы — это, прежде всего, портреты и пейзажи, но его полотна можно отнести и к жанру сюжетных работ, так как многие его работы имеют свой сюжет и свою жизнь.
Но прославился Николай Александрович благодаря своим портретным картинам, он стал настоящим мастером живописи в этом направлении, продолжив дело своего талантливого отца. Он легко передает в своих полотнах характеры людей и отношения между ними. Пластовские картины передают не только внешний вид человека, но и его внутреннее состояние, его переживания. А ведь это умение передать все это на картине всегда ценилось в мире искусства. Таким является и живописное полотно «Саня Маликов», которое является самой трогательной работой Николая Аркадьевича. Известно, что эта работа была написана художником в 1873 году, когда ему самому уже исполнилось 43 года.
На полотне живописца Пластова «Саня Маликов» изображен мальчик, который в своих руках держит небольшую собачку. По внешнему виду ребенка можно определить его возраст. Так, ему не больше четырнадцати, но и не меньше двенадцати лет. Его глаза грустные и печальные, смотрят совсем не по-детски. Мальчика художник назвал Саней и изобразил его на темном синем фоне, что придает всему облику подростка особую печаль.
Темный фон позволяет рассмотреть и то, насколько бледное лицо у мальчика, но особенно выделяются глаза подростка: большие, просто огромные, и выразительные. Тонкие и выразительные черты лица подростка придает ему некую одухотворенность. Одет мальчик просто: на нем вязаный свитер, но вязка крупная и грубая. Свитер художник тоже сделал темным, использовав синий цвет. Но, даже не смотря на то, мальчику очень он подходит, так как прекрасно подчеркивает его фигуру и ее изящность. Прекрасно темно-синий свитер гармонирует с бледным лицом.
Видно, что подросток сидит на стуле, у которого высокая спинка. Очень много в этой мебели старинного, например, темное дерево, из которого он выполнен. Или же обращает дорогая серая ткань, которой стул обтянут. Но, несмотря на то, что стул прекрасен, сидеть на нем Сане очень неудобно и это чувствуется в картине по самой позе ребенка. А, может быть, подростку стало просто скучно и он думает о том, что в это время, пока позирует художнику, мог бы заняться чем-то более ему интересным.
Но все-таки вернемся к худому и бледному лицу подростка, попробуем вглядеться в него внимательно. Голова мальчика чуть-чуть повернута в сторону, но взгляд его детских глаз направлен вперед. Он сосредоточено смотрит вперед, задумавшись о чем-то. Серьезный взгляд печальных глаз подростка выражает его взрослость, которая наступила раньше времени. Скорее всего, ему уже пришлось пережить что-то печальное, а может быть, и трагическое в своей жизни. На это указывают и темные круги под глазами. Прекрасны печальные большие карие глаза ребенка! Обращают внимания и широкие брови, и бледно-розовые губы.
Скорее всего, Саня любит детские игры и с удовольствием в них играет. Но сейчас чувствует себя как настоящий взрослый. И даже его рыжие и непослушные волосы сейчас аккуратно уложены. Но сейчас на руках у него его четвероногий друг, которого он сильно любит. Его тонкие и красивые кисти рук обвили собаку. Красивые тонкие пальцы держат друга, с которым им пришлось вместе многое пережить. С большой симпатией художник изображает мальчика. И, несмотря на то, что мальчик сидит на стуле, можно понять, что он высокого роста, худощав. Собака у мальчика черного окраса, и лишь только светлой у нее оказывается мордочка. Длинные уши спокойно опущены вниз, так как она доверяет своему другу и спокойно чувствует себя у него на руках. Глаза у собаки такие же грустные и печальные, как и у хозяина.
Пластовская картина, где прекрасно изображен портрет Сани Маликова — это трогательное и печальное полото художника, которое заставляет задуматься о том, что мог пережить этот мальчик. Краски, которые подобрал Николай Аркадьевич, помогли ему вполне реалистично изобразить подростка и его четвероногого друга. Живописец хотел показать, что трудно жилось детям не только в военное время, но и после войны, когда взрослые занимались восстановлением страны, а дети были предоставлены сами себе. И тогда самыми лучшими друзьями им становились собаки и кошки, наши меньшие братья. Ведь они могли не только выслушать, но и всегда быть рядом. Трогательный образ подростка, созданный художником — это символ детей, которые тоже пережили и голод, и холод, поэтому он так печален и грустен.