Знаменитый башкирский живописец, ценитель национальных традиций, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в известной картине «Ожидание. Год 1941-й» вновь, как и в одном из своих величайших полотен «Три женщины», соединяет поколения. Только сплотила женщин не радость тепла домашнего очага, а ужас ожидания весточки с фронта. Полотно пропитано неповторимым авторским стилем А. Лутфуллина, колоритом национальных костюмов, широкими мазками прорисованы четкие, несколько грубоватые линии силуэтов.
Несмотря на тяготы военного времени, многочисленные лишения и бытовые неудобства, одежда на женщинах чистая и аккуратная, юбки и платки поражают своей белизной. Слева ожидает ушедших сражаться за родную землю мужчин старшая из трех женщин, морщины на лице которой стали будто темнее и глубже под гнетом постоянных тревог за сыновей. Тепло шерстяного покрывала пожилая женщина разделяет с совсем маленьким мальчиком, возможно, внуком или даже правнуком. Ребенку, судя по уставшему бледному личику, передаются страхи и тревоги старших. Уголки губ мудрейшей из хранительниц очага горестно опущены, а печально померкший взгляд устал ловить мельчайшие изменения на горизонте.
Пожилая женщина держит ребенка крепко, будто пытаясь отвернуть внука от окна, закрыть собой от неминуемых бед надвигающейся ужасной войны невинного ребенка. Несмотря на волнения, дамы держатся достойно и мужественно, будучи надежным тылом для воюющих с фашистскими захватчиками мужчин. На ногах у женщин надеты не по размеру большие, грубые мужские сапоги. Возможно, им придется самостоятельно, лишившись сильного плеча, растить и воспитывать мальчика. Даже если его отец не вернется домой, сынишка всегда будет его вспоминать как настоящего героя и защитника родных земель.
Женщина справа держится удивительно гордо и прямо, ее сильная, слегка суровая фигура напряжена. Кажется, будто она с минуты на минуту ожидает услышать шаги спешащих к родным отцов семейств. Натруженные руки нервно сомкнуты, взгляд давно выплакавших все слезы глаз полон горькой печали. Все мысли этой выстрадавшей свое утраченное счастье женщины устремлены на линию фронта, витая вокруг любимого мужа или сына. Воплощение женственности, эти три хранительницы домашнего очага, любящие берегини, безусловно, заслуживают слышать лишь комплименты от заботящихся о них мужчин и звенящий весельем смех множества здоровых и счастливых детей. К сожалению, скоро трем женщинам придется слышать лишь горестные крики женщин и звуки выстрелом и множества людских бед.
Центральное место занимает самая юная из трех женщин, она едва сдерживает свои эмоции, кажется, горький вскрик сейчас сорвется с ее губ. Женщины стоят вплотную, будто стеной, за которую нельзя допустить непримиримого врага. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своей картине «Ожидание. Год 1941-й» говорит о жизненной необходимости мира на земле, выдающейся роли женщин в воспитании послевоенного поколения и в восстановлении разрушенной за долгие, мучительные годы сражений родной страны. В моменты крайней необходимости, даже хрупкие и нежные представительницы прекрасного пола способны становиться непреодолимыми, защищая свой дом и детей.