Сочинение по картине «Девочка с персиками» Серова

План:

  1. История написания картины «Девочка с персиками».
  2. Описание картины:
    • Вера Мамонтова;
    • столовая комната;
    • задний план (погода, природа).
  3. Моё отношение к картине.

Прекрасный мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов был близким другом Саввы Ивановича Мамонтова — одного из самых известных в России предпринимателей и меценатов. Художник частенько жил у Мамонтовых в усадьбе Абрамцево и был в приятельских отношениях со всеми членами большой семьи, в том числе и с детьми. Как-то раз, в конце лета, молодой Серов в очередной раз гостил у своих друзей. Вдруг в столовую вбежала одиннадцатилетняя Вера — единственная дочка Саввы Ивановича. Она схватила со стола сочный персик, выращенный в усадебной оранжерее, и присела за стол.

Картина «Девочка с персиками» Серова

Девочка была настолько естественна и непринужденна, что очень впечатлила мастера. Он попросил её попозировать ему. Непоседливая Вера согласилась и на протяжении многих дней терпеливо позировала Серову. Так появилась известная нам картина «Девочка с персиками», которую иногда называют этюдом «Девочка в розовом». Надо сказать, что это не единственный портрет Веры Саввишны. Она была настолько очаровательна, что её рисовали многие знаменитые художники, за что впоследствии девушку стали величать «абрамцевской богиней».

На картине крупным планом изображена Вера Мамонтова, которая сидит за столом и держит в руках аппетитный спелый жёлто-оранжевый персик. У девочки смугловатое круглое лицо, прямой нос и кругленький подбородочек. Большие выразительные карие глаза смотрят на нас лукаво. Плавно изогнутая линия тёмных бровей чуть приподнята, выдавая в подростке непосредственный, игривый характер. Пухлые розовые губки плотно сжаты, словно она с трудом сдерживает улыбку. На щёчках девочки играет пылкий румянец, ведь она только что бегала по улице и забежала на немного в дом, чтобы отдышаться, прихватить с собой что-нибудь вкусненькое и снова умчаться гулять. То, что Вера — непоседа, выдают и густые, коротко стриженые, взъерошенные волосы. Ей ни к чему аккуратная прическа, которая всё равно растреплется во время игры, а художник застал её именно в такую минуту. Это не строгий парадный портрет. Серов стремился передать настоящий, живой и непосредственный момент, который так пленяет зрителя своей простотой и свежестью.

Девочка одета в повседневную однотонную нежно-розовую широкую блузку с длинными рукавами и отложным воротничком. Единственное украшение — большой тёмно-синий бант в крупный белый горошек, к которому Вера, видимо, сама по-детски приладила ещё сорванный ярко-красный цветочек, похожий на гвоздику.

Обстановка в столовой Мамонтовых довольно простая, если не сказать аскетичная. Здесь преобладают спокойные тона, нет ярких цветовых акцентов. Вера сидит в светлой комнате, оклеенной белесыми обоями, на деревянном резном стуле с высокой круглой спинкой. Она положила руки на стол, застеленный скромной белоснежной скатертью. Размер стола позволяет судить о гостеприимстве Мамонтовых: он такой длинный и широкий, что за ним могли свободно расположиться не только все члены большой семьи крупного российского промышленника, но и их многочисленные гости, которые так часто любили бывать в усадьбе. Рядом на столе лежит блестящий серебряный ножичек. Видимо, девочка хотела разрезать персик, чтобы было удобнее кушать. А рядом, на желтых кленовых листочках, лежат ещё три экзотических фрукта, но уже чуть меньшего размера. Похоже, что Вера выбрала самый крупный и красивый плод.

В столовой много старинной разномастной мебели из красного дерева. По-видимому, Мамонтовы, несмотря на свою состоятельность, отдавали предпочтение предметам обстановки многолетней давности, которые создавали в усадьбе особую уютную атмосферу родового гнезда. Массивные стулья отличаются друг от друга размером и формой, словно их приобрели в разных антикварных магазинах. Так, рядом с Верой стоит стул с круглой спинкой, почти такой же, на каком расположилась девочка. У окна — ещё два со спинками, изогнутыми в виде лиры. Рядом с ними — небольшой очень высокий изящный столик, на котором стоит старинный металлический блестящий подсвечник с толстой восковой свечой. В простенке между дверным проемом и окном висит большое декоративное бело-голубое блюдо. Роспись на нём выполнена либо в технике гжель, либо майолики. В углу перед окном на тумбочке стоит цветная деревянная лакированная статуэтка пешего гренадера.

Комнаты в усадьбе Мамонтовых имеют анфиладное расположение: к столовой, где находится Вера, примыкает ещё одна комната, такая же светлая, с большим окном и, видимо, также плотно меблированная — нам виден край ещё одного деревянного стула с оригинально оформленной спинкой.

Девочка сидит спиной к окну, из-за этого её лицо находится в полутени. А из окна льётся яркий свет солнечного осеннего дня. Он отражается и от белёсых стен комнаты, и от белоснежной скатерти на столе, и даже от светло-розовой блузки Веры, так что кажется, что сама девочка — источник мягкого, нежного света. За окном шелестят пожелтевшие листья. Деревья так близко посажены к дому, что их тонкие ветви слегка касаются стекла. Ощущается прохлада приближающихся первых заморозков, а в доме за двойными деревянными рамами тепло и уютно.

Эта картина пленяет зрителя своей реалистичностью и светлой радостью. На первый взгляд художник запечатлел статичный, умиротворенный момент, однако, если присмотреться, то можно увидеть, сколько в героине кроется жизненной силы, сколько энергии и движения в этих лукавых глазах, в этом изгибе бровей. Благодаря кисти Серова простой бытовой сюжет превратился в гимн сияющей юности.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Картине «Девочка с персиками» Серова -известна и любима
    нами давно . Еще в школе я писала на тему картин
    сочинение . Живопись мастера Валентина Александровича Серова
    пленяет своей реалистичностью и радостью !!!