У всякого поэта бывают стихи ночные. Эти строчки обычно сильно отличаются от всего, что пишется днём. Точная причина этого неизвестна: то ли мысли за день собираются в кучу, то ли уставший мозг начинает выдавать непонятные картинки, то ли магия ночи состоит в том, что мозг перенастраивается на иные ритмы вселенной. У Фёдора Тютчева довольно много стихотворений написанных в этот период суток. Он считал, что после суматохи дневных забот, ты можешь просто сесть и уловить истинную природу безумия, которая тебя отпускает ровно до следующего восхода солнца.
Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится именно к соблазнительному ночному периоду. Даже само название намекает, что автор видел некий сон, он освободился из объятий сновидений и поспешил записать то, что ему было показано вселенной. Вообще, стих относится ко второму периоду творчеству поэта, это период окончательного формирования поэтики Тютчева, которая состоит из смешения одической традиции и европейского романтизма. «Видение» — это такая своеобразная ода ночи.
Начинает поэт с обозначения территории, охвата пространства вокруг себя: «Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья». Уже сразу стоит подметить, что тут можно уловить даже точное время написания данной работы. Ведь час всемирного молчанья — это не вся ночь, это промежуток времени перед самим рассветом, самая темная и жуткая пора в ночи. Но именно сейчас можно проследить вещи, которые не увидишь утром, днём или вечером:
«И в оный час явлений и чудес».
Что же это за чудеса такие? Образ колесницы имеет двойную природу. Вполне очевидно, что автор увидел луну. Ну, какая же еще может быть здесь колесница перед рассветом. Гелиос появится на небосводе значительно позже. Но есть и другая природа этого образа: человеческая душа, которая проделывает путь по звездной карте жизни, в конце концов, найдет финальный маршрут. У Тютчева эта священная дорога заканчивается «святилищем небес». Довольно прозрачный намёк путь к небесам господним.
Вторая строфа рассказывает читателю о возвращении поэта ко сну. Ночь оказывается сильнее и затягивает его обратно:
«Тогда густеет ночь, как хаос на водах».
Образ воды не случаен, он символизирует собой сон, который был прерван. Уже в следующей строке: Беспамятство, как Атлас, давит сушу». Суша здесь — это сам поэт, которому на некий момент удалось возникнуть островом, среди океана сновидений. Однако, сон всё же сильнее, он подобен Атласу, титану, который имеет силу удержать на плечах небосвод. Конечно же, он победит лирического героя. Но никаких огорчений по этому поводу вовсе нет. Ведь там, за границами сознания его ждут музы, которые будут показывать удивительные миры, недоступные в иное время. Тютчев здесь точно обозначает свою миссию, как и любой другой поэт, он пророк именно такие сны его ждут, музы покажут ему такое, что обычному человеку никак не доступно.
В этом стихотворение Тютчев рассказывает сразу две удивительных истории. Первая довольно обыденная: лирический герой просыпается поздно ночью и начинает фиксировать то, что видит. Вторая более глубокая: поэт видит хаос дневного мира, его успокоение в ночи, и двойную природу своей жизни на земле. Миссия обычного человека, которая заключается в пути от рождения к смерти, и миссия поэта-пророка: улавливать таинственные ритмы вселенной. Невероятно красивый стих, который понятен каждому, кто хотя бы раз выпивал из чаши предрассветных мыслей.
Очень полезно почитать данный анализ стихотворения, поскольку более глубинный смысл "Видения", а именно хаос дневного мира и уход от него, я раньше не замечала.