Тютчев всегда любил ночь. Для него это было время размышлений, обдумывание всего того, что приносил ему день. Несомненно, светлая пора суток всегда символизировала для него саму жизнь. Жизнь во всей её суете, непостоянности и сложности. А чем же была ночь для поэта? Ночь, ровно, как и сон, это своеобразные репетиции смерти, паузы, которое дани человеку, чтобы осмыслить свое существование.
Тютчев любил ночь, любил её антураж и поэтому этот образ у него настолько популярен, что исследователи его творчества даже выделили целый пласт «ночных» стихотворений. И это отнюдь не только пейзажная лирика, но и философская, гражданская и интимная. Весь Фёдор Тютчев насквозь прошит ночной темой.
Произведение «Святая ночь на небосклон взошла…» условно можно разделить на две части. В принципе, за нас границе прорисовал сам поэт, разделив стих на два восьмистишия. Первая строфа построена на антитезе ночи и дня. Интересно, что автор изначально наделяет их кардинально разными свойствами. Для него важно, что ночь именно «святая», подчеркивая её важность не только для земного бытия, но и для внеземного. День же «отрадный» и «любезный» и в то же время крайне приземлённый, судя по интонации.
Далее описывается процесс перехода, ночь покрывает мир «золотым покрывалом». Мир здесь Тютчев почему-то называет «бездной». Почему так? Это становится понятным уже после следующих строк: «И, как виденье, внешний мир ушел». Человеческий мир до прихода ночи поэт называет видением. Казалось бы, что именно сны являются иллюзией жизни, но поэт здесь поворачивает эту парадигму совсем в другую сторону. Именно жизнь является иллюзией, которую в иные часы человек видеть не может. Только ночью обличается наша истинная природа. Человечество забывает, что оно на самом-то деле «немощное» и «голое». А мир, по сути, очень глубокая бездна, у которой мы все стоим и в любую секунду можем упасть. И никто от этого не застрахован.
Вторая строфа скорее философская. Она ведёт прямую линию рассуждения, уже без антитезы, которая была в первой. Поэт описывает состояние человека: «На самого себя покинут он». Действительно, ведь часто ночь единственное время, когда мы можем побыть наедине с собою. Тут уже не надо сложных умственных поисков, размышлений на вечные темы. Нет, ты просто погружаешься глубоко внутрь себя, своей души, будто это мир погружается в ночь. «Извне нет опоры», ты можешь надеяться только на себя. Далее происходит нечто удивительное.
Тютчев описывает момент ухода слишком далеко, чуждым уже кажется всё «светлое», забывается всё земное. И в этой вот глубокой тьме, далеко-далеко от всего обыденного, человек начинает узнавать. Финал этого стиха воистину драматичен. Поэт узнаёт в этом сумраке «наследье родовое». Это очень точное описание кульминации сна, осознание, что смерть прямо перед тобой. Достаточно сделать шаг в пропасть. И в действительности, в этом нет ничего страшного, ведь все там рано или поздно побывают. Удивительной мощи финал делает это стихотворение одной из величайших работ Тютчева.
«И, как виденье, внешний мир ушел» вот эти слова прозвучали не просто так.В нем таится глубокий смысл, что не всем дано понять о чем это было. На самом деле забывается всё земное.