Это, наверное, самое первое полноценное стихотворение поэта. Молодой Фёдор Иванович Тютчев живет и работает в Мюнхене, читает Гейне и других, популярных в то время писателей. Романтизм становится плотной частью его поэтики. Само название «Проблеск» — это проявление любви романтиков к незавершённости, к полутонам. Ведь проблеск — это то, что появляется лишь на миг и не раскрывается полностью. Мысль, которую надо потом додумать. Это стихотворение ночное, в нём описывается небесный пейзаж полуночного неба.
Очень характерная для Тютчева вещь — своеобразное деление стиха на две части. Первая из них состоит из пейзажа, а вторая более глубока и отражает философские мысли автора. В конкретном произведении подается ночной пейзаж: «Слыхал ли в сумраке глубоком». Лирический герой просыпается от музыки ночи. Она пробуждает его ото сна, и он начинает слушать эту восхитительную мелодию:
«То потрясающие звуки
То замирающие вдруг».
Эти перепады напоминает классическую музыку, которой свойственны перепады, паузы, полутона. Автор усиливает:
«Как бы последний ропот муки
В них отозвавшися, потух!».
Он подчёркивает всю силу этого безудержного и мгновенного падения в тишину. Воистину завораживающая симфония. Тютчев вводит образ Зефира, молодого ветра, тёплого, доброго, но способного призвать бури. Здесь он, правда, вызывает скорее грустную мелодию.
Душа лирического героя начинает большое небесное путешествие: «О, как тогда с земного круга/Душой к бессмертному летим!». Это путешествие сквозь время, поэт видит своё прошлое. Далее идет самый сильный и трогательный образ во всём стихотворении:
«Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим».
Он видит прошлое, приближается к нему, но понимает, что не так и не сможет его коснутся, ровно как и вернуть былое назад. Но способность видеть уже даёт многое. Душу наполняет безмятежная радость, он начинает верить в то, что видит, благоговение «эфирной радостью наполняет жилы».
Всегда наступает момент, когда нужно возвращаться на землю. Здесь Фёдор Тютчев возвращается к мелодике нарастания и пауз, которая была использована в начале. После стремительного взлёта наступает затихание, тишина: «Мы в небе скоро устаем». Здесь автор говорит о ничтожности телесной природы человека. Мы слишком слабы, чтобы летать, всего лишь «ничтожная пыль».
В финальной сцене читателю представляется главная мысль, которой хотел поделиться автор. Людям нравится пребывать в «сладком сне», это простое существование, которое не заставляет думать о высоком, достигать небес. Это состояние природное и безопасное. И как только лирический герой наконец-то решает остановить это, возвысится до материй недоступных обывателю, сил ему хватает лишь на секундный взгляд. Именно этот «проблеск» высшего понимания зафиксирован в названии. Природа человеческая просто не способна зачерпнуть больше из этой чаши. И посему ослепляется лучом небесным и возвращается ко сну. Но сон этот теперь имеет иную природу, он уже не сладок, он утомителен. Ибо тот, кому дано было увидеть хоть раз нечто большее, тот больше никогда не сможет наслаждаться земной жизней. Именно это главная мысль стихотворения, которая отображает глубинный талант Фёдора Тютчева.