Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле…»

Тематика моря, описание морского пейзажа не раз возникали в лирике русских поэтов «Золотого века». «Свободная стихия» волновала таких легендарных поэтов как М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и т.д. Невыразимая сила моря, его притягательность волновали души романтичных натур поэтов. Волны ассоциировались со свободой, с силой, с которой невозможно совладать, и — с мягкостью нежного бриза, с солёным воздухом, с шумом прибоя, с солнечными лучами, мерцающими, отражающимися от волн… Море — неизменный источник вдохновения классиков.

Фет, своим творчеством предвосхитивший импрессионистичность, которую привнесёт в поэзию Б. Пастернак, создаст, пожалуй, лучшее «пейзажное» стихотворение, посвящённое морю. Им станет произведение «Морская даль во мгле туманной…».

Это стихотворение было написано А.А. Фетом в 1857 году, после поездки в Италию. Вдохновлённый красотой Средиземноморского побережья, он создаёт одно из немногих своих произведений, где за образами не стоит история каких-либо событий жизни лирика; в нём нет скрытого смысла, нет аллегорий — это изумительная по своей красоте зарисовка, воспевающая прелесть природы и утверждающая жизнь во всех её проявлениях.

Как уже было сказано, в этом стихотворении нет образов событий, как нет и ярко выраженных образов чувств — но последние читаются будто между строк. Однако нельзя сказать, что «Морская даль…» совершенно бессюжетна, ведь лирический герой, наблюдающий за морем с берега, рассматривает волны, которые плещут о скалы. Он, по его собственному признанию, выбирает лишь одну, которую провожает взглядом от самого горизонта и до берега, где она разбивается о влажный камень, скалу, и разбрызгивается нежной морскою пеной.

Лирический герой, которого можно отождествлять с самим поэтом, наблюдает на игрою волн. Несмотря на пейзажность произведения, лирик сумел передать, донести до читателя сложный эмоциональный и духовный посыл. В «Морской дали…» с оптимистических позиций рассматривается глубокая взаимосвязь моря и нравственного мира человека; свободная и прекрасная стихия, предстающая в строках одушевлённой, способна передавать человеку собственную энергию; море помогает человеку избавиться от дурных мыслей, приводит его чувства и разум в гармонию с самим собой, с окружающим миром. Таким образом, за внешне исключительно лиричной картинкой скрывается философский подтекст о возвращении человека к своим истокам, к природе, которая его и породила. Море предстаёт в стихотворении прекрасным существом; в четырёх катренах проявилась особенность фетовского творчества, а именно тяга к пантеистичности, к обожествлению всего сущего.

Однако в первую очередь «Морская даль во мгле туманной…» интересна своим художественным своеобразием. Это привлекательное изображение морского пейзажа, где Афанасий Афанасьевич предстаёт в качестве творца, работающего в жанре марины — настолько реалистично и чувственно выглядит картинка. В стихотворении ярчайшим образом отразилась способность русского литературного языка максимально точно подмечать и фиксировать все особенности окружающего мира, добиваясь реалистичности, фотографической точности. Пейзаж, нарисованный Фетом, поразительно реален — он будто находится прямо перед взглядом читателя.

Основным приёмом, благодаря которому удаётся воссоздать видение в воображении, становится приём олицетворения: природа у Фета живёт собственной жизнью. Волны злобно набрасываются на парус, а одна, «избранная», разбивается о скалы, а пену, оставшуюся от неё, тут же подхватывает шалун-ветер.

Помимо этого большая роль возложена на эпитеты — без сомнения, именно они создают ту невероятную образность, которая оживляет морской пейзаж: «влажный камень», «туманная мгла», «плавная чайка», «звонко грянула» и т.д. Фет мастерски владеет словом. Он облекает звуки и краски в буквенную оболочку. В каждом из четырёх катренов стихотворения можно заметить использование приёма аллитерации — и, конечно же, не обошлось и без инверсии.

Особую мелодичность звучанию придаёт размер «Морской дали…» — Фет избирает для написания четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Несмотря на то, что Фет не считал себя романтиком, стихотворение, безусловно, написано в духе романтизма. Сам Афанасий Афанасьевич признавался, что часто брал за основу стиль европейских романтиков, который, преломившись в сознании Гений Фета, обретал столь необычное звучание.

Вставить свои 5 копеек