Михаил Юрьевич Лермонтов повзрослел очень рано, всего лишь в 15 лет, и это особо заметно в его стихах. В жизни автора были часты званые балы и ужины, на которых, как он ещё тогда подметил, в большинстве своём все приглашённые дамы и мужчины были фальшивы и наиграны. Его всегда поражало, что люди благородных кровей, обсуждая такие высокие вещи как любовь, искусство, красота и сами не обладают и долей того, о чём говорят, не имеют и представления об этом. Человеческая глупость и лицемерие задели пятнадцатилетнего поэта до глубины души, и особенно это заметно в его произведениях, например, в «Монологе». Сам по себе термин означает разговор человека самого с собой на волнующую его тему, размышление, не требующее ответа и немедленной реакции слушателей. То есть, автор просто делится с вами темой для размышления, сеет в вашей голове семя своих мыслей.
Первые же его слова («ничтожество есть благо в здешнем свете») повествуют о том, что беспринципные люди, такие, как его окружение, властвуют в мире только потому, что этих самых принципов у них и нет. Мол, общество таких любит. Любит людей, мнение которых меняется в зависимости от момента, от выгоды. С такими людьми действительно удобно работать — сказал им одно, и они будут декламировать это как своё собственное мнение, пропагандировать его.
Лермонтов особо подчёркивает бездушие своего окружение, их беспринципность риторическими вопросами, например: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Действительно, зачем люди говорят о том, чего испытывать у них не получается?
Жизнь этих людей ярка и разнообразна, конечно, но есть ли в этом многообразии смысл, если года тратятся не на благородство и отстаивание собственных интересов, а на низменные развлечения, быстро испаряющиеся удовольствия. Они живут одним днём и быстро увядают, не оставив своего следа в истории («как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша, так недолго её однообразное теченье»), и Лермонтову, осмелюсь сказать, противен такой образ жизни, такое самовоспитание — точнее, его отсутствие.
Радостный период их жизни кончается очень быстро — и к зрелости они превращаются в брюзжащих, ничем не довольных молодых стариков. «И быстро злобы яд её [юность] мрачит, и нам горька остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит» — именно в этих строках показывается то, что ждёт таких людей. Насытившись мимолётными прелестями жизни, не заработав ничего более долгосрочного, на подобии любви или дружбы, они, сами того не подозревая, теряют смысл жить. Их ничего не радует — именно потому, что все ценности они растеряли, как и собственное мнение. Они превращаются в циников, не ценящих собственную жизнь — потому что радости в ней уже нет места. «Цветем недолго, быстро умираем».
Лермонтов не любит таких людей. Более того, в какой-то мере он их презирает и немного жалеет. Я считаю, что и сожаление нужно заслужить — но они сделали себя такими сами, а это никаких положительных чувств не вызывает. Автор, к слову, не рад своей наблюдательности — ведь его всё равно рано или поздно ждёт та же участь. Молодые люди первой половины 19 века… Они не смогли выстоять перед напором общества, стали лживыми и лицемерными циниками, и я считаю, что это в первую очередь их вина. Словом, М.Ю. Лермонтов считает точно так же.