Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» это отражение новогодних впечатлений после посещения Лермонтовым балов в Дворянском собрании. Один из таких балов запомнился встречей с Тургеневым. Рассказ об это событии отражен в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обещал на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества».
Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда качаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских…
Словно в ответ Лермонтов пишет:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
И, по-моему, этим «железным стихом» стало именно это стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…»
Лермонтов начинает стихотворение с описания маскарада. Но почему он так быстро начинает скучать, вспоминать «недавнюю старину», когда был ребенком, «сад с разрушенной теплицей», где, наверное, играл юный Мишель? Ответ прост. Лермонтову этот маскарад отвратителен своей фальшью. Он понимает, что за милыми, улыбающимися масками, скрывается бездушие и душевная пустота.
Все в этом параде парадоксально!
Все там противоестественно, все лживо. Вот почему поэт погружается в свои мысли о родных местах. Его воспоминания красочны, ведь мир детства — самая лучшая полоса, в каждой человеческой жизни. Но эти мечты, воспоминания легко развеять, достаточно и легкого дуновения ветерка. Причиной бегства, исчезновения мечты является «шум толпы людской». И в этот момент потери «ниточки» воспоминаний у поэта появляется желание «смутить веселость» людей, веселившихся на маскараде.
Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительно-выразительные средства-тропы.
Передать «дикость», лицемерие Лермонтову помогают эпитеты: «пестрою толпою», «стянутые маски», «Диком шепоте затверженных речей», «бестрепетные руки».
А показать, какое чудесное детство было у него среди прелестных деревьев, аллей совсем другие по насыщенности эпитеты: «недавняя старина», «родные места», «высокий дом». Для этой же цели используются сравнения:
«Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне».
В стихотворении мы видим трагическую судьбу поэта в условиях светского общества. Оно, это светское общество не просто скучно для поэта, оно убивает его.
Хороший анализ стихотворения!Прекрасно всё в статье описано !