«Бунтующее сердце» нигилиста Базарова в романе «Отцы и дети»

Базаров завирается — это, к сожалению, справедливо.
Он сплеча отрицает вещи, которые не знает или не
понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать
Пушкина — потерянное время; заниматься музыкой смешно;
Наслаждаться природой — нелепо… Выкраивать других
людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий
умственный деспотизм…
Д.И. Писарев

События в произведении Тургенева «Отцы и дети» разворачиваются на протяжении полутора лет: с 20 мая 1859 по зиму 1860 г. Согласно историческим сводкам в этот период отмечался кризис крепостной системы, характеризующийся борьбой между демократами и либералами. Тогда началось зарождение новых идеалов. Идеалов, которые находили отражение в новом типе человеческого характера. Представители «новых» людей считались людьми дела, а не слова. Разночинцы-демократы позиционировали себя как люди, которые в первую очередь действуют, а не размышляют об абстрактном. Они были воодушевлены целью преображения общественного уклада в лучшую сторону.

Как виделось новое общество с точки зрения нового «человека»? В первую очередь это отрицание. Отрицание всего, что нельзя объяснить с помощью науки, материализма и рационализма. Все эти черты выявлены Тургеневым и отражены в характере Евгения Базарова, который становится центральным персонажем в романе.

Евгений Базаров — это «Новый человек», который не задумывается о том, как он выглядит: «Длинный балахон с кистями», «Висячие бакенбарды песочного цвету». Труд и способность трудиться для Базарова важнее, чем внешний вид и общественное положение. Не зря мы видим привыкшие к физической деятельности красные руки, которые не знали перчаток.

Но каким перед нами предстает Евгений Васильевич Базаров? В первую очередь он нигилист, материалист, атеист. Он принимает и понимает только то, что было проверено на основании его собственного опыта. На веру, не доказанную никакими научными фактами, он ничего не принимает.

Базаров — медик, который активно увлекает естественными науками. Поэтому ежедневно он трудится.

«Базаров встал очень рано и отправился версты за две, за три, не гулять — от прогулок без цели терпеть не мог, — а собирать травы».

Евгения Базарова, сидящим без дела, увидеть очень трудно. Наверное, именно эта черта позволяет ему быть всегда там, где его помощь и знания нужны больше всего: в Марьино и в родительском поместье он без устали помогает больным. Кроме того, Базаров считает, что именно труд сделал из него стоящего человека. И только трудясь, можно добиться поставленной цели.

«Только своим трудом можно добиться цели», — считает Базаров.

Но нельзя сказать, что Енюша (так называла его мама) состоит сплошь из одного положительного качества: трудолюбия — нет. В нем есть много отрицательных черт. И они проявлены в большей части в эстетических и философских взглядах. Например, Базаров не признает романтику природы, ее красоту, гармонию, отрицает искусство, литературу, поэзию.

«Порядочный химик в 20-ть раз полезнее всякого поэта… Искусство наживать деньги, или нет больше геморроя.»

Базаров признает только биологию, химию и физику, как естественные науки, которые можно доказать делом. Именно поэтому Базаров — истинное проявление своего времени, времени действующих людей.

Сам герой осознает, что его жизненный путь не будет легким, что он будет наполнен лишениями и жертвами. Евгений это понимает, принимает и идет дальше своей дорогой, не изменяя убеждений.

Помимо всего прочего Базаров не признает такое чувство, как любовь. Он не видит в ней ничего высокого, великого. Для него любовь — физическое влечение и ничего больше. Для Базарова-нигилиста, отвергающего все, этого чувства просто не существует. Но по мере развития сюжета романа мы увидим, что Евгений начинает осознавать, что он ошибался.

Базаров говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», но чуть позже он начинает меняться: он признается в любви Анне Сергеевне Одинцовой. Именно этот надломный момент дает нам понять, что нигилизм — это отнюдь не естественная среда Базарова. Он намного шире и глубже «отрицания всего».

Чувства к Анне Сергеевне возрождают в Базарове духовную силу. Любовь становится для него испытанием. Испытанием, которое продолжается на всем протяжении нового для героя чувства. Чувство преломляет понимание мира Базаровым. Он полюбил женщину, которую счел бы незаурядной. Но под влиянием любви он видит ее ум, кругозор, необыкновенное восприятие мира.

Он меняется и возвышается в наших глазах. Базаров, общаясь с Анной Сергеевной, делится с любимой своими взглядами на мир и мыслями. Но в ходе разговора Базаров понимает, что Анна не готова пойти дорогой лишений, которой идет он сам. Понимая это, Базаров объясняется с ней. И Одинцова понимает, что Базаров ради дела пожертвует даже любовью. Любовь не выбивает его из колеи, но почти ломает и уничтожает его теорию.

Сломленная теория надламывает и самого Евгения. Он становится менее внимательным от этого и погибает. Но если бы он не умер, скорее всего Базаров возвысился над своей «слабостью»: любовью. Порыв Евгения — не проявление нигилизма, а порыв человека, отступившего от всех своих принципов. Он руководствуется влечением, инстинктами. Но, не смотря на смертельный исход, схватку с Одинцовой Евгений Базаров выигрывает, уйдя от искушения остаться у нее.

Стоит отметить, что Евгений Васильевич чрезмерно резок и категоричен в производимых оценках и высказываниях. Такие проявления как красота, наслаждение понимаются им как не существующие.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

А такие члены общества, как Кирсанов П.П., воспринимаются им, как ненужные. Эта позиция объясняется его пониманием необходимости труда, а такие люди, как Кирсанов, не способны трудиться, так как им не известна тяга к своему народу.

Однако, даже не соглашаясь с взглядами Евгения Базарова, можно отдать ему дань почести за то, насколько крепка его сила духа. Его твердость, непреклонность, умение смотреть правде в глаза даже перед неминуемой смертью восхищает. Даже сам И.С. Тургенев в письмах к М. Еремину отмечал, что, заканчивая работу над романом, вместо неприязни к своему герою он чувствовал не неприязнь, а восхищение. Но, несмотря ни на что, Базаров — воплощение своего времени. Эпохи, в которой были часты и даже модны споры между людьми нового и старого века. И то, что ему приходится отстаивать свое мнение при условии постоянного время пребывания в чуждом мире, преследует его нещадно, и, сломав единственный допустимый для себя барьер: отрицание любви — он погибает.

Гибель главного героя — это одна из характерных черт, которая приписывалась произведениям И.С. Тургенева той поры. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Духовные стремления Базарова минутны, но ярки и стремительны, как в зарождении, так и угасании. Нигилист Базаров перед самой смертью прочувствовал всю силу любви.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. В статье весьма неплохо описана натура тургеневского нигилиста – Евгения Базарова. Уделила прочтению всего 10 минут,а в памяти всплыли образы многих школьных уроков, уделенных этому произведению. Можно ли назвать этот образ, как и само направление "нигилизма", абсурдным – пусть каждый решает сам, но, как по мне, нашему поколению Базарова не понять.