О противостоянии императора Александра I и писателя А.С. Пушкина известно немало. Суровый правитель считал действия молодого, дерзкого поэта-вольнодумца пусть и не опасными для общества, но все-таки крайне нахальными. Принимал ли он деятельность Пушкина всерьез, считал ли его политической угрозой? Скорее всего, нет. Императора совершенно не интересовало «солнце русской поэзии» — он был очень далек от литературы.
Пушкина же наоборот любое действие Александра I заставляло трястись от негодования. Об уважении и почитании царя и речи не шло: в своих письмах поэт пренебрежительно называл его «мой тезка». Критика становилась все более язвительной, и высказывать ее только своим друзьям Пушкин уже не мог. Ему требовалось общественное признание, отклик и поддержка широкой публики.
Это послужило главной причиной для создания в 1820 году стихотворения «Ты и я», как раз посвященного ярому противостоянию (по мнению Пушкина) поэта и императора.Нетрудно догадаться, что главной стилистической фигурой, используемой здесь, становится антитеза. Она бросается читателю в глаза с самых первых строк:
«Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт».
Стихотворение пропитано «желчью», местами оно переполняется злобной сатирой. Оттого его жанр определяется как эпиграмма. Лирический герой, которого мы можем полностью отождествлять с Пушкиным, буквально в каждой строке упрекает своего противника, в коем нетрудно узнать образ великого русского царя.
А. Пушкин не случайно прибегает к хорею. Такой стихотворный размер позволяет остро и точно высказывать мысли, не растягивая их. Поэт не ставит целью описать своего противника в мелочах, уделить внимание его внешности и характеру.
Для него главное — указать читателю на детали, на раздражающие героя мелочи, вроде дома, еды, бытовых повседневных действий. А хорей со своей достаточно краткой, двудольной системой, подходит для этих целей как нельзя лучше.
Как еще можно передать различия между враждующими героями? Конечно, посредством их сравнения с какими-нибудь общеизвестными предметами. Классическое «бледен, как смерть» в данном стихотворении противопоставляется «маковому цвету». Так читателю лучше виден контраст — основа всего произведения.
Стоит отметить, что А. Пушкин начинает свою эпиграмму более менее реалистичного описания своего положения и положения Александра I:
«Ты богат, я очень беден».
Лукавство, конечно — поэт в то время не был нищим бродягой, он уже имел некоторый творческий успех и поддержку состоятельных друзей. но ближе к концу стихотворения, ситуация скатывается в фарс, причем язвительный. Комичность и нереалистичность происходящего немного смягчает общее впечатление от прочтения, но все равно оставляет читателя в несколько шокированном состоянии.
Про афедрон и Хвостова рассказать забыли.
Согласен