Грибоедов в комедии «Горе от ума» противопоставляет своего героя как отдельным лицам, так и всему фамусовскому обществу.
Драматург не ограничивается сатирической обрисовкой барина-самодура Фамусова и одного с ним поля ягоды Скалозуба ― типичного в среде военных карьериста. Картина расширяется введенными в комедию множеством эпизодических образов в лице гостей Фамусова. Хотя каждый образ имеет свой индивидуальный характер, но объединяет их общность во взглядах на жизнь и людей.
В Хлестовой воплощены все типичные для властной крепостницы черты. Ведет она себя бесцеремонно, ее речь груба и просторечна. Она не глупа, но крайне бескультурна.
Будучи «мастером услужить», Загорецкий ― этот завсегдатай гостиных, «лгунишка и вор», принимается во всех домах.
Репетилов, который опоздал на бал, отличается излишней болтливостью. Кроме того, он глуп и ветренен. Его характеристики членов тайного союза в Английском клубе пусты и пошлы.
В обрисовке подкаблучника Платона Горича чувствуется горькая ирония.
У злой графини Хрюминой-внучки все вокруг вызывает недовольство. Она не мыслит хороший тон без французского.
В семье Тугоуховских знатность, чин и богатство ― главные критерии в оценке людей. Они заняты подыскиванием женихов для дочери и придерживаются в их оценке именно указанных трех критериев.
Общая картина подытоживается характерами ярых сплетников ― господ N. и D.. С большим энтузиазмом они распространяют сплетни про сумасшествие Чацкого.
Но Грибоедов не ограничивается только этими образами. Наряду с ними общий социальный фон расширяется разговорами персонажей комедии о жизни и нравах множества людей. Их мы не видим в комедии, о них упоминают действующие лица.
Хотя у Чацкого тоже есть единомышленники в лице профессора пединститута, кузена Скалозуба и племянника Тугоуховской, но у Фамусовых он одинок. Все фамусовское общество сплотилось против него. Каждый из гостей считал себя оскорбленным каким-то словом или поведением Чацкого. Не «обидел» он только Тугоуховских, но и они считали себя оскорбленными тем, что Чацкий оказался не богат и знатен и не оправдал их надежд как потенциальный жених.
Но не только личные обиды делают Чацкого ненавистным представителям фамусовского общества. Свободолюбивые идеи делают Чацкого идейным врагом этого общества. Гнусная клевета ― это мера, предпринятая обществом ради его обезвреживания. Героя вынуждают бежать не только из дома Фамусова, но и из столицы. Но это не поражение. Чацкий сломлен количеством, но победил качеством своей силы, заключающейся в постоянном обличении несправедливости и ложных ценностей.