Новаторство Чехова, проявленное им в пьесе «Три сестры»

Данная пьеса Чехова, написанная им в 1900 году, годом позже была поставлена в Художественном театре и имела огромный успех у зрителей. Произошло это после того, как актеры, воспитанные на пьесах Островского, поняли новаторство, проявленное Чеховым в его пьесах и изменили свой стиль игры. А до этого пьесы драматурга не имели успеха, например, не была понята зрителями пьеса «Чайка», впервые представленная на суд зрителей в 1896 году.

Период создания пьесы – это время, когда в воздухе витало ожидание грядущих перемен, а в пьесах драматурга, наоборот, отсутствуют яркие человеческие страсти, более того, у героев нет желания к отстаиванию своих интересов. В этом своеобразие пьес Чехова. Его герои говорят одно, но подразумевают совсем другое, то есть у слов, произносимых героями, существует подтекст. С другой стороны, Чехов нарушает традиционное концентрирование основного внимания вокруг одного конкретного героя, лишает пьесу привычного положительного или отрицательного персонажа. До Чехова традиционно было изображать главного героя в ожесточенной борьбе за достижение поставленной цели. Именно в этой борьбе и раскрывался его характер. Чехов совершенно по-другому подошел к раскрытию характеров своих героев. Их характер раскрывается через их переживания, вызванные противоречиями самого существования. Поэтому первоначально может показаться, что реплики героев абсурдны, но это впечатление исчезает, как только начинаешь разбираться в подтексте сказанного.

Мир вокруг героев пьесы полон грубого цинизма, пошлости, жадности и скупости. На этом фоне еще более выпукло проявляются моральная чистота Тузенбаха, Вершинина и трех сестер Прозоровых. Столкновение этих противоречивых проявлений характеров и составило основную проблематику чеховской пьесы.

Андрей Прозоров женится на мещанке Наташе. Как только невеста обживается в доме мужа, начинается ее отрицательное влияние на него. Все хорошее, что было в нем застывает под ее влиянием, подобно тому, как змеиный яд парализует организм, в который попадает. В результате сестры Андрея оказываются изгнанными из отчего дома. Кажется, что мещанство торжествует победу, ведь Наташа добилась желаемого. Но, на самом деле, через это торжество драматург изображает торжество грядущей жизни, о котором говорилось в начале статьи.

Новаторство Чехова проявляется в том, что он сумел в своей пьесе органически переплести комическое и лирическое. Печальные тона постепенно начинают преобладать над жизнерадостными. Так и должно быть, ведь судьбы симпатизирующих и автору, и зрителям трех сестер не могут не печалить и оставить равнодушными. Так что вытеснение комического вполне уместно.

Понимание комедии драматургом было отличным от других, своеобразным. Основное назначение ее он видел в высмеивании пороков современного ему общества. Чехов хотел, чтобы люди смеялись над царящей в жизни пошлостью, но на его спектаклях зрители не могли удержать слез.

Вставить свои 5 копеек