Лирика А.А. Фета отличается глубоким психологизмом. В своих стихотворениях поэт придает большое значение чувствам и переживаниям лирического героя. Особенностью изображения человеческой души и Афанасия Афанасьевича является раскрытие ее через описание природы. Это так называемый «пейзаж души», когда окружающий мир и внутреннее состояние героя слиты воедино, что позволяет передать едва уловимые оттенки чувств и самые тонкие эмоции.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» показано любовное чувство в развитии. Произведение можно разделить на три смысловые части. Сначала преобладает смущение, любовь только зарождается: «Шепот, робкое дыханье…». Вторая строфа указывает на изменения в душах влюбленных:
«Ряд волшебных изменений
Милого лица…»
В конце стихотворения любовь становится всепоглощающей:
«И лобзания, и слезы,
И заря, заря!…»
С развитием чувств героев меняется и пейзаж. Природа словно вторит эмоциям людей, пробуждается вместе с ними. Такой психологический параллелизм позволил поэту усилить психологизм в стихотворении.
Душевному состоянию человека уделяется большое внимание и в стихотворении «Еще майская ночь». Фет пишет:
«И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь».
Как и природа, лирический герой тревожится, размышляя о конечности жизни, но любовь к окружающим красотам влияет на его душу. Об этом говорит инверсия в последних строках:
«Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть».
Таким образом, психологизм героя выражается через его философские размышления. Фет в своих произведениях очень тонко передает внутреннее состояние человека, а слияние души и природы усиливает психологизм.