Л.Н.Толстой писал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие — душевная подлость». Именно поэтому он проводит своих любимых героев романа «Война и мир» через испытания, которые способствуют их духовному развитию, делают их способными к «диалектике души». Объясним значение этого понятия и рассмотрим его на примерах героев произведения.
«Диалектика души» — это сложный процесс развития чувств, мыслей и мироощущения героя, ярко показанный на протяжении всего художественного произведения. Этот термин ввел критик Н.Г. Чернышевский в одной из своих статей, посвященных творчеству Толстого. Один из ярких примеров — Андрей Болконский. Герой не был доволен своей жизнью и решил уехать на войну. Его мечтой было достичь «Тулона», обрести славу: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Но достичь «Тулона» ему не удалось. Более того, ему пришлось пережить трагедию Аустерлица, а вместе с этим и серьезный душевный перелом. Созерцание аустерлицкого бесконечного неба и встреча с Наполеоном приводят его к переосмыслению ценностей. Он осознает истинную суть величия и ничтожество императора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Это начальный и очень важный этап в процессе его духовного становления.
На момент нахождения в Лысых горах князь был потерян и собирался просто доживать свой век. Но на помощь ему приходит Пьер, после разговора с которым чувства Андрея снова эволюционируют, и начинается его духовное возрождение: «Надо жить, надо любить, надо верить». Подобные взлеты и падения показывают, что Болконский склонен к «диалектике души».
Следующий герой, преисполненный духовных исканий, — Пьер Безухов. Приведу в пример самый значимый этап его духовного становления, а именно встреча с Платоном Каратаевым и приобщение к народу. С Пьером происходят две важные вещи. Во-первых, он постепенно осознает, что индивидуалистическая философия провальна. Только объединенный народ может вершить великие дела. Наполеон перестает быть кумиром Пьера, и герой продвигается в поиске жизненного смысла, чувствует единение с людьми. Во-вторых, Платон Каратаев, который сочетает в себе героизм и величие, выраженные в простоте, и является олицетворением русского народа, помог Пьеру начать по-настоящему ценить жизнь. В душе Пьера произошли глобальные изменения.
Есть в романе и герои, которые не способны к «диалектике души». Речь идет о старшей Ростовой. В эпилоге рассказывается о том, что она потеряла мужа и сына и просто доживает свою жизнь. Ей ничего не помогает, ее духовное развитие остановилось. Это произошло из-за того, что ее смыслом жизни была семья, счастье быть мамой и женой. Без всего этого ее жизнь опустела, ей больше не за что бороться.
По мнению Толстого, человек жив, пока находится в поиске, пока способен к «диалектике души», ведь жизнь того, кто мертв и заморожен внутри, сера и пуста, а счастье непостижимо.