Анализ сна Адриана Прохорова

В произведении «Гробовщик» главный герой произведения видит сон, который не только раскрывает сущность повести и задумку автора, но и дает полное представление о характере персонажа. У А.С. Пушкина сновидение о смерти и «живых» мертвецах — пауза в существовании гробовщика, которая позволяет ему уйти от пустоты и скуки повседневности.

Повествование включает три составляющих: реальность, сон и вновь реальность. В такой кольцевой композиции можно проследить изменения в персонаже, трансформацию его мировоззрения после царства Морфея. Этим приемом пользовался и Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В «Гробовщике» сон занимает небольшую часть произведения, а сами границы перехода в сон и обратно никак не обозначаются писателем. Читателю становится понятно о грезах Адриана только благодаря Аксинье.

Сон гробовщика можно условно разделить на две части. Первая наполнена хлопотами героя вокруг похорон купчихи Трюхиной. Так, организация заняла весь день, а сам Адриан только «к вечеру все сладил». В этом моменте прослеживается и склонность мужчины к жульничеству, ведь в ответ на доверчивость наследника он только божится, что не возьмет и лишней копейки, а сам обменялся «значительным взглядом» с приказчиком.

Второй частью сна становится визит мертвецов. На новоселье гробовщика собираются души, которые должны намекнуть на нечестность дел, его недобросовестное выполнение обязанностей и обман не только богатых людей, но и богатых наследников. Так, один из мертвецов говорит гробовщику: «Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет. — Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому ты продал первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?».

Кульминацией сна гробовщика становятся объятия сержанта Курилкина, неутихающая брань и угрозы мертвецов. Здесь же писатель объясняет и непонятные чувства гробовщика, его метания. Автор намекает между строк, на какие именно деньги приобретен дом Адриана. В момент кульминации пробуждается совесть мужчины, а сам Пушкин подчеркивает, что переживания Адриана свойственны для любого нормального человека, которому не чуждо понятие совестливости.

Сложный внутренний мир главного героя практически невозможны или просто маловероятны, так как нравственный облик гробовщика уже сформирован и «самосознание» в результате «даром проходит». Однако писатель не исключает полностью вероятность исправления Адриана.

Пушкинский гробовщик в итоге отходит ото сна, а развязкой самой повести становится счастливой пробуждение и диалог с работницей. После ночного кошмара мужчина избавился от угнетавших чувств, обиды, перестал держать зло и беспричинно злиться на окружающих.

Вставить свои 5 копеек