Незаурядные личности часто привлекают внимание общественности нестандартным мышлением, отрицанием устаревших правил и стремлением изменить мир. Но есть и неоднозначная сторона в поведении таких людей — отрицание прежних авторитетов. А.И. Герцен поднимает в представленном тексте важную проблему — проблему пренебрежения традиционными ценностями.
Рассказчик знакомится с человеком по прозвищу Химик, который считает занятие литературой бесполезным и «пустым» занятием, что лишь отнимает время и не приносит хоть грамм пользы. Герой рекомендует в качестве единственно возможной и достойной альтернативы — естественная наука. Именно она, согласно убеждению Химика, способна предоставить стоящие знания о мире. Такие взгляды сформировались у героя из-за сферы деятельности, что уничтожила веру в людей, сформировав исключительного материалиста. Эгоизм же становится для него «исключительным началом всех действий». Едва ли можно представить личность с подобными убеждениями счастливой.
Согласно мнению Химика, наше поведение полностью подчиняется нервной системе, поэтому именно она должна нести «ответственность за добро и зло». Герой выступает против убеждения о значимости духовных ценностей, с чем не соглашается рассказчик. Вероятно, из-за ложности собственного мнения Химик никогда не сможет быть счастливым. Такие люди редко находят близких по мировоззрению людей, говорят «с ужасом о браке» и не могут почувствовать любовь.
Писатель убежден, что нигилизм в качестве жизненной позиции проявляется в пренебрежении традиционными ценностями, а также в типичной материалистической позиции. Серьезное увлечение наукой стало причиной оледенения сердца. Взгляды Химика не вызывают симпатии со стороны автора.
Я не могу не согласиться с мнением А.И. Герцена. Писатель прав, что чрезмерный фокус на науке уничтожает душу и может привести общество к духовной деградации. Аналогичной позиции придерживается и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети», где Евгений Базаров становится жертвой собственных взглядов. Герой верит только в науку, поэтому тяжело переносит сердечные переживания и чувства, а в итоге и вовсе умирает. В его случае система ценностей, основанная исключительно на естественных постулатах, оказывается несостоятельной.
Таким образом, наука действительно важна для человечества, однако чрезмерное ее вмешательство в жизнь уничтожит в личность духовное начало и возможность чувствовать и сопереживать. Холодное сердце и узость мышления негативно отразятся на обществе, приведут к деградации. Возможно это и из-за того, что красота, искусство, духовная чистота не подчиняются научному обоснованию.