Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» было написано Сергеем Есениным в 1921 году. Тогда писателю только исполнилось 26 лет, а в его творчестве юность и ребячество начинало уступать философии и зрелости. В период гражданской войны молодой поэт не участвовал напрямую в военных действиях, но играл косвенную роль. Это позволило ему полностью проникнуться военными событиями, увидеть неприглядную сторону жизни. Данные события, а также встреча своей будущей жены подтолкнули поэта к написанию стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», которое увидело свет только в 1922 году. Главное темой стихотворения становятся раздумья над жизнью человека. В работе раскрываются такие вечные темы, как скоротечность жизни, беззаботность молодости.

Центром работы становится лирический герой. Повествование ведется от первого лица. Лирический персонаж сразу признается, что не жалеет о пролетевших годах молодости. Он совершенно спокойно относится к происходящему, находит свою зрелость «порой увяданья». Юный рассказчик благодарен судьбе за тот бесценный опыт, который он приобрел именно в годы юности. Теперь лирический герой — зрелая личность, скептически относящаяся к идее «шляться босиком», потерявшая «дух бродяжий». Как справедливо замечает здесь Есенин: с возрастом даже сердце бьется иначе.

Лирический герой подмечает, что с каждым годом у него все меньше желаний, мечты безвозвратно исчезают. Эти раздумья отражают в полной мере метафорический образ молодой поры. В данном случае символичны образы. Так, розовый конь символизирует беззаботные годы юности. В заключающей части писатель обобщает вышесказанное, подводит итог словами «все мы в этом мире тленны».

Композиция стихотворения может быть разделена на две части. Первая — воспоминания лирического героя о прошедших днях молодости, а вторая — размышления над вечностью бытия. Работа формально разделяется на 5 катренов, каждый из которых лаконично дополняет друг друга. Стихотворный размер — пятистопный хорей, который прекрасно дополняется перекрестной рифмовкой АВАВ. В стихотворении можно заметить и мужские, и женские рифмы. Элегия — жанр анализируемого произведения. Здесь автор размышляет на философские темы, используя метафоры, эпитеты и сравнения.

На мой взгляд, в работе преобладает грустное настроение, но эта грусть добрая. Лирический герой совершенно не расстраивается о прожитых днях, а воспринимает их как логично произошедшее. Простому обывателю остается только позавидовать, ведь редкий человек не жалеет о прожитых днях.

Вставить свои 5 копеек